» » Дыхательная гимнастика при астме

Дыхательная гимнастика при астме

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме


Бронхиальной астмой на зыке медиков зовется болезнь дыхательных путей воспалительного характера. При этом просвет бронхов сужается (это явление называется обструкцией), что приводит к кашлю, чувству заложенности в груди, одышке. Особенно эти симптомы выражены в ночное и утреннее время. Среди детей отмечаются более частые случаи заболевания у мальчиков, чем у девочек, но к возрасту 30 лет это соотношение выравнивается. Возникновение болезни может быть обусловлено генетическими факторами, профессиональными, влиянием экологии.

 Это аллергическое заболевание, хотя специфическая аллергия встречается совсем редко. Как правило, бронхиальной астмой заболевают дети с определенными свойствами организма (нередко наследственными). Однако "прямая" наследственность наблюдается не часто, гораздо чаще в семейном анамнезе выявляются аллергические, обменные заболевания, эндокринопатии и др., причем особое значение имеет наличие этих заболеваний у матери во время беременности.
Инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы возникает в результате повторных воспалительных процессов в органах дыхания - бактериальные или вирусные антигены вместе с аутоаллергенами, которые образуются при воспалении, сенсибилизируют организм. В возникновении последующих приступов большое значение имеет условно-рефлекторный механизм.Дыхательная гимнастика при астме
имеет свои особенности. Так, типичные приступы астмы у детей наблюдаются реже, чем у взрослых. У детей раннего возраста бронхиальная астма часто протекает в виде периодически повторяющегося бронхита. В связи с таким необычным течением бронхиальную астму бывает трудно распознать. В таких случаях заболевание проявляется  не в виде приступов, а в виде длительного астматического бронхита. И если не предпринимать мер к прекращению и полной ликвидации болезни, астматический бронхит может перейти в типичную бронхиальную астму.Бронхиальная астма у детей
Что касается патологической анатомии бронхиальной астмы у детей, то она такая же, как и у взрослых. Смертельный исход может наступить от асфиксии при полной обтурации бронхов вязкой мокротой во время приступа.
Однако течение бронхиальной астмы у детей имеют некоторые отличия вследствие структурно-функциональных особенностей детского организма. Сужение просвета бронхов у детей происходит вследствие набухания слизистой оболочки бронхов и усиленного выделения слизи, а также (в меньшей степени) в результате спазма еще слабо развитых бронхиальных мышц. Как правило, для детей нехарактерно внезапное, быстрое начало приступа бронхиальной астмы ему обычно предшествуют катары верхних дыхательных путей, нередко вазомоторный ринит. Чем моложе ребенок, тем легче возникает у него кислородное голодание, поэтому у детей раннего возраста приступ протекает с учащением дыхания и одышкой смешанного типа, хотя и с преобладанием экспирации.
у наблюдаются сухие свистящие хрипы на фазе выдоха, однако нередко можно услышать и разнокалиберные влажные хрипы на фазе вдоха, что наблюдается у детей раннего возраста. При "влажной" бронхиальной астме, которая наиболее часто встречается у детей, длительность приступа увеличивается. Немалую роль играет характер, продолжительность и частота приступов, а сочетание бронхиальной астмы с хронической пневмонией отягощает течение заболевания. Часто бронхиальная астма может закончиться в периоде полового созревания, поэтому очень важно рано начать и систематически проводить лечение.При приступе бронхиальной астмы

Диагностика бронхиальной астмы у детей

Гимнастика СтрельниковойОсновной принцип гимнастики в быстром, форсированном вдохе и пассивном выдохе. При этом вдох не рекомендуется делать глубоким, его описывают, как «нюхание» запаха гари. Предположим, человек почувствовал какой-то тревожный запах. Чтобы лучше различить его, он дышит часто и поверхностно (хочет прогнать как можно больше воздуха через орган обоняния).

Выдыхать рекомендуется и через рот, и через нос, но пассивно, чтобы воздух сам выходил из легких. Все упражнения выполняются на четыре счета (придумано-то учителем музыки), ритмично, быстро и сопровождаются активными гимнастическими движениями.


При наличии такой клинико-этиологической формы бронхиальной астмы, как астмы физического усилия (напряжения), противопоказаны все формы физической культуры, сопряженные с воздействием холодного воздуха на воздухоносные пути.

Массаж


Одним из применяемых во всем мире методов немедикаментозной терапии, направленной на уменьшение этих симптомов, является массаж грудной клетки. Как неспецифический раздражитель он может использоваться по методикам местного и рефлекторного воздействия и включать в себя различные приемы, такие как перкуссия, вибрация, постуральный дренаж.


Во время приступа целесообразно провести массаж грудной клетки, включая межреберные промежутки, массаж мышц живота и воротниковой зоны.


На ранних этапах развития бронхоспазма или как вспомогательное средство купирования приступа очень эффективны приемы точечного массажа. В межприступном периоде массаж биологически активных точек проводят 1 раз в день с превентивной целью.


Кроме того, в межприступный период используют сегментарный и баночный массаж, самомассаж.

Естественные факторы природы


Галотерапия (спелеотерапия) является одним из наиболее популярных в Европе и России методов альтернативной медицины при бронхиальной астме. Галотерапия – метод лечения, основанный на применении искусственного микроклимата, близкого по параметрам к условиям подземных карстовых пещер или соляных копей. Основными действующими факторами воздушной среды соляных копей, пещер или галокамер являются высокодисперсный аэрозоль хлорида натрия, а также отрицательные аэроионы.


Очень важным фактором является присутствие в соляных пещерах больших концентраций углекислого газа. В атмосфере содержатся очень низкие концентрации углекислого газа (0,03%), концентрация же его в соляной пещере в 5 или 10 раз выше, однако не является критической. В то же время более высокое содержание углекислого газа оказывает воздействие на вегетативную нервную систему и стимулирует более глубокое и интенсивное дыхание, что дает эффект дыхательной тренировки.


Современная галокамера представляет собой специально оборудованное помещение, на стены которого нанесено специальное солевое покрытие. Оно является буферной емкостью по отношению к атмосферной влаге, способствует поддержанию асептических и гипоаллергенных условий среды. В лечебном помещении галокамеры создается и поддерживается лечебная аэродисперсная среда, насыщенная сухим аэрозолем хлорида натрия с преобладающей респирабельной фракцией частиц в определенных диапазонах концентрации, в результате чего реализуются такие лечебные эффекты, как противоотечный, бактерицидный, муколитический, гипосенсибилизирующий, седативный. Галоаэрозоль, состоящий из отрицательно заряженных частиц сухого хлорида натрия, проникает в глубокие периферические отделы респираторного тракта и оказывает мукорегулирующее действие в самых труднодоступных зонах. При проведении повторных процедур галоаэрозоль действует как физиологический стимулятор защитных реакций дыхательных путей. Положительное действие при бронхиальной обструкции наблюдается независимо от ее характера, но наиболее отчетливо проявляется при выраженной ее степени. Эффективность действия галоаэрозольной терапии на бронхиальную проходимость обусловлена влиянием на воспалительный компонент, изменением реологических свойств мокроты, приводящим к повышению скорости мукоцилиарного клиренса. Улучшение дренажной функции и уменьшение воспаления дыхательных путей могут опосредованно способствовать снижению гиперреактивности бронхов и оказывать влияние на бронхообструктивный компонент.

Простые упражнения тренируют мышцы путем создания затрудняющего давления в конце выдоха. Такие тренировки важны на всех стадиях болезни, т.к. улучшают механические свойства легких и стабилизируют обмен воздуха. Мокрота повышенной вязкости и проблемы с ее отводом – характерные признаки бронхиальной астмы.

Для упрощения отвода мокроты применяются упражнения с ускоренным длинным выдохом и диафрагмальное дыхание, которое совместно с кашлем способствует очищению бронхов.

Для эффективного контроля дыхательного процесса используется пикфлоуметрия. Этот способ основан на измерении объемной скорости выдоха. Пикфлоуметрия позволяет оценить степень деформации дыхательных путей с помощью специального прибора.

  1. «Ладошки»: выпрямиться, согнув руки в локтях. Перед собой выставить ладони таким образом, будто нужно что-то толкать. Делая мощный короткий вдох, сжимать кулаки. Выдох непроизвольный, пассивный.
  2.  «Погончики»: выпрямиться, сжав руки в кулаки и прижимая их к животу на уровне пояса. Делая короткий сильный вдох, толкать сжатые кулаки в направлении пола. При расслабленном выдохе руки вернуть обратно.
  3. «Насос». В этом упражнении предстоит накачивать воображаемую шину. Выпрямиться, ноги расставив на ширину плеч, руки спокойно висят вдоль тела. Делая небольшой наклон, тянуться к полу руками, не касаясь его. Во время наклона вдохнуть коротко и шумно, прекращая вдох вместе с окончанием наклона. Потом приподнять корпус тела, не выпрямляясь, и снова сделать наклон по предыдущей схеме. Наклоняться ритмично и часто, но не низко, доставать до пола не надо. Спина должна быть круглая. У «насоса» есть противопоказания: люди с травмами позвоночника и головы, а также повышенным давлением и камнями во внутренних органах нельзя делать это упражнение. «Насос» — упражнение очень эффективное и даже останавливает приступ астмы.
  4. «Кошка». Выпрямиться, ноги расставив примерно на ширину плеч, или чуть уже, а потом несильно присесть, поворачивая корпус вправо. В момент выполнения этого действия шумно и сильно вдохнуть. То же самое выполнить с поворотом налево. Повороты сопровождаются хватающими движениями вытянутых вперёд рук.
  5. «Обними себя за плечи». Делается вдох с сопротивлением, на несильном сжатии грудной клетки. Выпрямившись, поднять до плеч согнутые примерно под прямым углом руки. Обняв себя за плечи так, чтобы создать умеренное давление на грудь, резко и сильно вдохнуть, при этом руки в должны не скрещиваться, а быть параллельными.
  6. «Большой маятник». Это двойное упражнение, оно вобрало с себя уже знакомые «Насос» и «Обними плечи». Встать, расставив ноги немного уже ширины плеч. Выполнить наклон, не доставая до пола, и мощно коротко вдохнуть. Сразу же выпрямиться, прогнуться несильно назад, обнимая себя и запрокидывая к потолку голову. Сделать еще один вдох, так называемый «вдох с потолка». Выдох происходит между этими вдохами. Предостережения: при болезнях позвоночника амплитуду наклона и прогибания нужно уменьшить.
  7. «Повороты головы». Выпрямиться, руки вдоль туловища, ноги несильно расставлены. Нужно поворачивать голову влево, а затем вправо, и при каждому повороте делать традиционный сильный короткий вдох. Выдох, как обычно, пассивный, через рот.
  8. «Ушки». Исходное положение традиционно. Голову нужно наклонить к правому плечу, во время этогои сильно и громко вдохнуть. Затем – то же самое с левой стороны.
  9. «Маятник головой». Выпрямиться, руки вдоль туловища, ноги, как обычно, на ширине плеч. Упражнение заключается в опускании головы (взгляд в пол), а затем – в её поднимании (взгляд в потолок). Оба действия сопровождаются привычным резким вдохом. Предостережение: при травмах головы и повышенном давлении в этом и двух предыдущих упражнениях все движения делаются плавно и аккуратно.
  10. «Перекаты». Принять такое положение: левая нога находится впереди, а правая – сзади. Вес тела на передней, левой ноге. Нога прямая. Правая несильно согнута и отставлена как опора назад, на носок стопы. На нагруженной левой ноге неглубоко присесть, выполняя интенсивный вдох, потом нагруженную ногу выпрямить и перенести вес тела на вторую, на которой и проделать ранее описанные действия.
  11. «Шаги». Выпрямиться, ноги расставив на ширину плеч. Сильно согнутую левую ногу максимально приблизить к животу, вытягивая вниз носок. Удерживая равновесие, на правой ноге сделать неглубокое приседание, сопроводив его традиционным сильным вдохом. Потом поменять ноги.
  • восстановление носового дыхания;
  • улучшение функционирования бронхов;
  • устранение нарушений в бронхах и легких;
  • рассасывание воспалений;
  • нормализация кровоснабжения;
  • устранение застоев в организме;
  • улучшение обмена веществ;
  • укрепление сердечной мышцы;
  • исправление позвоночника;
  • устранение стрессов и депрессий;
  • повышение тонуса.

Основные приемы – вдох сопровождает упражнение. Расслабленный носовой выдох. Упражнения выполняются ритмично.

Рассмотрим и другие методы. Очень интересен метод доктора Бутейко. Этот метод был разработан еще в середине прошлого века и является уникальным. Направлен он на лечение именно бронхиальной астмы. История такова, что доктор Бутейко сперва излечил себя по собственному методу, а затем предложил его для общего применения. Метод минимизирует углекислый газ в организме, поскольку именно этот газ становится причиной одышки и некоторых проявлений при течении астмы.

Все эти элементы дыхательных гимнастик можно объединить одним общим названием – ослабление дыхания.

Перечисленные нами приемы ослабления дыхания являются исчерпывающими, и во всех дыхательных гимнастиках, которые когда-либо в будущем кто-то захочет придумать, уже не будет новых элементов, они будут содержать все те же затруднения, задержки, замедления дыхания и поверхностное дыхание, если эти дыхательные гимнастики будут направлены на ослабление дыхания.

Гимнастики, основанные на активизации, форсировании дыхания, всегда включают в себя более глубокое и частое дыхание.

Любопытно, что люди еще тысячи лет назад знали, что дыхательные гимнастики, основанные на ослаблении дыхания, помогают при многих внутренних заболеваниях (хатха-йога).

На первый взгляд кажется удивительным, что ослабление дыхания дает лечебный эффект, «самые неожиданные результаты» при разных заболеваниях. Получается, что дыхательная гимнастика полезна именно ослаблением дыхания! Это хоть и неожиданно, но результаты заставляют соглашаться. Однако необдуманно соглашаться нельзя, можно прийти к абсурду!

Здесь мы впервые делаем заявление: ни дыхательные упражнения хатха-йоги, ни дыхательные гимнастики О. Г. Лобановой, И. Мюллера, А. Н. Стрельниковой, никакие другие дыхательные гимнастики вообще (требующие ослабления или, наоборот, форсирования дыхания) не могут быть полезны всем без исключения людям. Если дыхательная гимнастика одного типа полезна определенной части людей, то она будет вредна другой части людей. Поэтому каждый, кто рекомендует ту или иную дыхательную гимнастику без строгого разделения людей на тех, кому она полезна и кому вредна, ничего не понимает в дыхании человека. Упражнений с нейтральным дыханием не существует! Нельзя верить никакой рекламе никакой дыхательной гимнастики. Сначала измерьте у себя ЧДД и узнайте, какая вам лично нужна дыхательная гимнастика в принципе: с ослаблением или с форсированием дыхания. Даже веками проверенные дыхательные упражнения хатха-йоги полезны только людям, имеющим усиленное функционирование правой части сердца (ЧДД увеличена). В то же время эти упражнения вредны людям с нормальным дыханием и особенно вредны при недостаточности правого желудочка сердца (при «антиастме»).

Теперь стоит только вспомнить то, что предлагает К. П. Бутейко, чтобы убедиться, что его метод есть самая обыкновенная дыхательная гимнастика на ослабление дыхания – она содержит искусственное поверхностное дыхание, искусственные задержки дыхания, искусственные замедления дыхания (до 6-8 в минуту) и искусственные затруднения дыхания вплоть до применения ограничивающих дыхание корсетов. И ничего больше. А это и есть главные элементы как рассмотренных нами, так и любых других дыхательных гимнастик с ослаблением дыхания. Напомним, что дыхательные упражнения хатха-йоги, включающие те же главные элементы, существуют тысячи лет!

Уважаемые родители, занимайтесь гимнастикой вместе с вашими детьми! Польза будет обоюдная! Педиатры, помните, что в арсенале немедикаментозных методов лечения имеется гимнастика Стрельниковой.

Таким образом, лечебная гимнастика по методике А.Н.Стрельниковой оказывает положительное действие при применении ее у больных бронхиальной астмой. При лечении атопической формы бронхиальной астмы отмечается наибольший эффект.

Наверх