Борьба с органами опеки

Органы опеки | Суть времени

Проблема ювенального подхода в сфере семьи и детства явно обозначилась в России с 2009 года, когда парламентские слушания в Госдуме России по «ювенальным технологиям» (при содействии ЮНИСЕФ и Министерства юстиции США) вызвали негодование ряда православных общественных организаций.

Сама постановка вопроса с тех пор существенно изменилась. Слухи о «торговле детьми на органы» уступили место более глубокому осознанию проблемы, которая носит системный характер и проявляется на разных уровнях. Сейчас можно сделать вывод о том, что ювенальный подход противопоставляет детей и родителей, а также ставит узко понимаемое благополучие индивида выше семейных (кровно-родственных) социальных связей, даже в ущерб личному выбору человека.

Ювенальные технологии часто определяют как систему защиты прав детей, при которой права детей поставлены выше прав их родителей, принята презумпция виновности родителей, а детям директивно вменены некоторые обязательные к реализации права в ущерб их полноценному развитию.

В настоящее время система государственных и муниципальных органов, призванных защищать права и свободы детей-сирот, создавать условия для их полноценного безопасного существования и развития, находится в стадии становления. Ведется поиск новой оптимальной структуры на различных уровнях управленческой деятельности.

Права ребенка осуществляются на трех уровнях: на уровне федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и на уровне местного самоуправления. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет организационные основы и нормы государственной политики по социальной защите детства на каждом уровне.

Рассмотрим основные обязанности органов власти, призванных осуществлять заботу о детях - сиротах:

Cистема федеральных органов власти

К полномочиям органов федеральной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся:

- установление основ федеральной политики в интересах детей;

- выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

- формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;

- установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;

- исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

На федеральном уровне в систему федеральных органов власти, призванных защищать детей-сирот входят Президент РФ, определяющий основные направления внутренней м внешней политики РФ, Федеральное собрание РФ, принимающее и одобряющее законы по конкретным аспектам социальной защиты детей-сирот и федеральные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в области защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Так же исполнительные органы осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей-сирот, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций и в других областях в соответствии с законодательством Российской Федерации[14].

Суды Российской Федерации (Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный Суды РФ, нижестоящие арбитражные суды и суды общей юрисдикции, мировые судьи), рассматривающие спорные и проблемные ситуации в области социальной защиты детей-сирот (лишение родительских прав, усыновление и т.д.)

Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации прокурор совместно с органами опеки и попечительства рассматривает дела о лишении и ограничении родительских прав, участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов, то есть принимает непосредственное участие в производстве следствия по делам несовершеннолетнего. По результатам проверок семейного благополучия органами опеки и попечительства прокурор осуществляет надзор[3].

К сожалению, выяснить, какой именно орган кому подчиняется, можно только на месте — закон позволяет субъектам федерации наделять такими полномочиями органы местного самоуправления по своей воле.

Кого допекает опека

Основная деятельность органов опеки и попечительства связана с защитой интересов детей, оставшихся без родителей. Выявление таких детей, профилактика социального сиротства (так называют ситуацию, когда родители живы, но в жизни ребенка участия фактически не принимают), устройство детей в детские дома и приемные семьи, подготовка будущих опекунов и попечителей — приоритетные направления деятельности органов опеки. В сферу их ведения также входит защита интересов взрослых граждан, находящихся под опекой. На долю детей, воспитываемых своими родителями, внимания органов опеки приходится не так уж много, и никаких опасных полномочий и возможностей легального вмешательства в частную жизнь законопослушных граждан у органов опеки нет. Учитывая, что эти органы как правило хронически недоукомплектованы сотрудниками, стать предметом их безосновательного интереса у законопослушных семей шансов очень немного.

Впрочем, в других европейских странах, особенно в тех, где сильно влияние католической церкви, все обстоит гораздо спокойнее. Там права семьи признаются практически всем обществом. Сложнее ситуация в Америке. В некоторых наиболее «прогрессивных» штатах ситуация приближается к французской. Но в американской глубинке все обстоит ровно наоборот. Я думаю, что если в каком-нибудь маленьком американском городке органы опеки попытались бы изъять ребенка из семьи, которую соседи считают вполне благополучной, то сотрудники этих органов просто не дошли бы живыми до своего рабочего места.

Поводы, по которым изымают детей из семей в «прогрессивных» странах бывают самыми фантастичными. Известны случаи, когда детей отбирали за родительский запрет принимать наркотики или за родительские требования регулярно делать домашние задания к школе. Я уж не говорю о том, что любой шлепок и даже регулярное повышение голоса родителями на ребенка интерпретируются сотрудниками органов опеки как серьезное основание для изъятия ребенка. И все мы помним, как 12 лет назад у русской женщины Наталии Захаровой, вышедшей замуж за француза, отобрали ребенка, ссылаясь на то, что она «слишком его любит».

Справедливости ради заметим, что формулировка «слишком его любит» не является просто глупой шуткой французского правосудия. Любой психолог, разбирающийся в этом вопросе, может нам рассказать много интересного о так называемой «подавляющей материнской любви».

На эту тему даже существует парочка психологических анекдотов. Например, такой. Психоаналитик после беседы с еврейским тинэйджером выходит к его матери и сообщает: «Мадам, я вынужден вас огорчить, у вашего мальчика явно выраженный эдипов комплекс». На что мать отвечает: «Ай, доктор! Эдипов-Шмердипов! Лишь бы мамочку любил!». В аналогичном случае, в одном из своих фильмов Вуди Аллен выразился еще резче, назвав описанную выше ситуацию «комплексом кастрирующей сионистки». Все это, конечно, так. Но от идеи отбирать детей у каждой властной мамаши у нормального русского человека, и правда, волосы дыбом встают.

Является ли мировая «ювенальная система» элементом антихристианской кампании? В общем-то, да. Расширение полномочий органов опеки, приводящее к немотивированному изъятию детей из семей, является результатом деятельности тех же леволиберальных сил, которые борются за право на аборты, эвтаназию, гомосексуальные браки, против молитвы в школе и т. д. То есть «ювенальная система», безусловно, связана с антиклерикализмом.

За шесть лет вдали от дома Виктор так и не понял, почему должен расти среди чужих детей. Когда есть мама. И она тебя любит.

Виктор Вахитов: "Ну как можно кого-то слишком сильно любить? Так не бывает - слишком сильно. А как еще любить?".

Материнскую заботу французский суд назвал "всепоглощающая любовь". Несмотря на слезы и протесты Вахитовых, судья решила их разлучить. Делом семьи Вахитовых занималась та же судья, что когда-то лишила дочери россиянку Наталью Захарову.

4). Депутату ГД, избиравшемуся по вашему округу.
Адрес можно узнать в справочной ГД: 692-80-00

12. Поднимайте моральный дух людей.
Борьба с ювенальщиками правомерна, законна, благородна и оправдана.

Что делать?
1.Пишем письма и телеграммы с категорическим протестом против принятия закона во все органы федеральной власти и общественные организации. Если нас будет 1000, они не задумаются. Если нас будет 10 000, они удивятся. Если нас будет 1 000 000, они не смогут пойти против.
Адреса:
Президенту РФ (Медведеву Д.А., 103132, Москва, Старая пл., д. 4, 103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23)

Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.

Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

· лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

· лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

· отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

· бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;

· лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка в приемную семью:

туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета;

заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

злокачественные онкологические заболевания всех локализаций

наркомания, токсикомания, алкоголизм;

инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;

психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность[28].

Что касается детей, то на воспитание в приемную семью могут быть переданы следующие дети:

- дети-сироты;

- дети, родители которых неизвестны;

- дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях[49].

После получения заключения о возможности взять ребенка в приемную семью, пишется заявление с просьбой о его передаче в семью, к нему прилагается заключение о возможности быть приемным родителем. После этого составляется договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями. Договор предусматривает оплату труда приемных родителей. А вот размер оплаты определяется региональным законом об оплате труда приемных родителей. Детям выплачиваются средства на их содержание. Согласно договору приемные родители ребенка имеет право и обязаны:

- воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

- заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;

- вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных Семейным Кодексом.

Они являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий. Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Приемные родители вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях.

Приемные дети в свою очередь пользуются льготами, которые предусматриваются как федеральными, так и региональными законами. Это могут быть льготы на получение образования, медицинское обслуживание, приобретение путевок, получение жилья, если у ребенка его нет[38].

Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации. При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка и передача ребенка в приемную семью, достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия.

После того как собраны все необходимые документы и получено от органов опеки и попечительства по месту жительства заключение о возможности быть усыновителем, специалисты обязаны ознакомить будущих приемных родителей, с имеющейся информацией о детях, которые могут быть усыновлены. Если же в районе нет детей, которых они захотели бы принять в семью, или они не хотят брать ребенка по месту своего жительства, специалисты органа опеки и попечительства обязаны оказать содействие в его поиске[25].

Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, предусматривают, что они обязаны оказывать содействие в поиске ребенка не только у себя, но и в других регионах России, обмениваясь между собой служебной информацией. Они имеют право связаться с органом опеки ближайшей к приемным родителям территории и попросить оказать помощь в подборе ребенка или же направить запрос о поиске ребенка в региональный или федеральный банк данных. Специалист органа отдела опеки и попечительства обязан выдать направление на посещение ребенка, который находится в сиротском учреждении. Это может быть больница, дом ребенка, детский дом[16].

После знакомства с ребенком приемные родители имеют право в течение 10 дней принять окончательное решение - будут ли они брать этого ребенка в приемную семью. Для этого на направлении, выданном органом опеки и попечительства пишется либо согласие, либо отказ с указанием причины. Если по каким-то причинам этого ребенка не берут в семью, то можно получить другое направление. Количество выданных направлений не регламентируется.

При согласии взять ребенка следующий шаг – это подача заявления в суд на усыновление по месту жительства или нахождения ребенка. Срок рассмотрения документов и дата суда устанавливается судьей. После рассмотрения представленных документов выносится распоряжение и заключается договор о передаче ребенка на воспитание. Эти правоустанавливающие документы подписывает глава руководитель местной администрации[47].

В настоящее время законодательство не предусматривает обязательного прохождения кандидатами в приемные родители специальной подготовки к приему ребенка на воспитание, но субъект РФ может регламентировать требование о прохождении гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью, дополнительной подготовки, а также утверждать содержание подобных программ[37].

Согласно Распоряжению Администрации Санкт-Петербурга от 02.04.01 №18-ра «О порядке учета лиц, желающих усыновить детей» и Распоряжению КТСЗН от 13.02.06 №10-р «Об утверждении методических рекомендаций по вопросам организации приемных семей в Санкт-Петербурге», орган опеки и попечительства направляет граждан, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, в СПб ГУ «Центр помощи семье и детям», осуществляющее бесплатную подготовку граждан по правовым, психологическим и медицинским вопросам. По окончании занятий Центр готовит рекомендации о возможности граждан быть усыновителями. Орган опеки и попечительства составляет заключение о возможности быть усыновителям с учетом данных рекомендаций.

СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям» с 1993 года осуществляет:

· консультирование граждан (российских и иностранных) по вопросам устройства детей на воспитание в семью;

· подготовку семей, желающих усыновить ребенка или взять под опеку, в приемную семью;

· оказание помощи в оформлении пакета документов, необходимых для принятия ребенка на воспитание в семью:

· групповые занятия по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны, (попечители) приемные родители, которые проводят юрист, психолог, врач-невролог.

Подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание, в Санкт-Петербурге осуществляется как государственными организациями, так и негосударственными по их инициативе. Деятельность подобных организаций в этом направлении законодательно не регламентирована. Так, подготовка граждан, желающих взять ребенка в семью, в течение нескольких лет проводится в ГУ СРЦН «Дом милосердия» и «Альмус».

Большую работу в этой сфере проводят негосударственные организации. В ОБФ «Родительский мост» с 1997 года организована служба по привлечению и подготовке родителей, желающих и способных воспитывать в своих семьях брошенных детей, в том числе с проблемами развития. В процессе воспитания детей принимающая семья получает социальную и медико-психологическую поддержку. За время существования организации более 350 детей, оставшихся без попечения родителей, при поддержке Фонда обрели семью. За 2008 год 1792 человека получили телефонную консультацию по вопросам семейного жизнеустройства детей; пришли на очный прием к специалистам Фонда – 218 человек; состоялось 4 установочных тренинга (29 семей, 48 человек) и 3 «школы» (22 семьи, 32 чел.); 20 детей было размещено при содействии Фонда в подготовленные семьи. Помимо этого, в рамках исполнения Концепции демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.06 № 1539, на базе СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Фрунзенского района» по договору с ОБФ «Родительский мост» проведено 4 «школы» по подготовке приемных родителей. Подготовлена социальная реклама и буклеты для приемных родителей на сумму 21,0 тыс. руб.

СПбОО «Врачи детям» в 2008 году проведено 4 «школы» для приемных родителей, в рамках которых закончили курс обучения 37 родителей. Это комплексная программа, включающая психологические, социально-правовые и медицинские аспекты. Занятия проходят в интерактивном режиме, с использованием практических упражнений, ролевых игр, мини-лекций, дискуссий. Продолжительность курса – 10 занятий (25 часов). За 2008 год при участии организации 26 детей устроены в семьи, в том числе: долгосрочное устройство - 17 детей, краткосрочное устройство – 9
детей[51].

В соответствии с п. 2.3. распоряжения Комитета по труду и социальной защите населения от 27.12.07 №141-р орган местного самоуправления при осуществлении деятельности по опеке и попечительству:

· осуществляет последующий контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей;

· осуществляет надзор за деятельностью приемных родителей, оказывает помощь в организации медицинского наблюдения, оздоровительного отдыха и трудоустройства опекаемых (подопечных);

· проводит не реже двух раз в год контрольные обследования условий содержания, воспитания и образования детей, находящихся под опекой (попечительством), по соблюдению и защите прав и законных интересов опекаемых (подопечных), выполнению обязанностей заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, по обеспечению получения основного общего образования. По результатам обследования составляется акт, содержащий оценку условий содержания, воспитания и образования опекаемого (подопечного), рекомендации и предложения по устранению выявленных недостатков[46].

Постановлением Правительства РФ от 29.03.00 №275, предусмотрено ежегодное обследование семей в течение первых трех лет после принятие ребенка в семью. По результатам контрольного обследования специалист по охране детства органа опеки и попечительства, посещавший семью, составляет отчет об условиях жизни и воспитания ребенка. В отчете должны быть отражены сведения о состоянии здоровья ребенка, обучении, его эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье. В случае несоблюдения данных требований по фактам нарушений сообщается в прокуратуру[24].

В целях защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, важно обеспечивать не только контроль, но и поддержку процесса адаптации детей в замещающей семье, комплексное (социальное, психологическое, педагогическое, правовое, медико-социальное) сопровождение такой семьи, а это предполагает реализацию значительного количества практических мероприятий в области оказания услуг детям и их законным представителям, которые могут выполнять соответствующие профессиональные службы, уполномоченные органы опеки и попечительства.

Федеральное и региональное законодательство пока не установило порядок передачи части полномочий учреждениям.

Согласно п.п.3-4 ст. 6 Закона от 24.04.08 № 48-ФЗ деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным, опекунам, попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание взять ребенка в семью на воспитание, осуществляется во взаимодействии с образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями[15].

В письме Министерства образования и науки России от 25.06.07 №АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» для урегулирования на уровне субъекта РФ и входящих в его состав муниципальных образований, разработана модель закона субъекта РФ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте РФ» (модельный закон). В модельном законе предусматривается возможность поручения органам опеки и попечительства выполнения отдельных видов работ:

· по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства;

· по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении;

· по проведению профессиональной экспертизы потребностей ребенка, его родителей и потенциальных замещающих семей и подготовке заключений по этим вопросам;

· по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители;

· по профессиональному сопровождению детей при передаче их на различные формы семейного воспитания) для целей осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних соответствующим учреждениям (образовательным, медицинским, социальной защиты населения, или иным организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании соглашения о сотрудничестве, заключаемого между органом опеки и попечительства и учреждением[34].

В Санкт-Петербурге нормативных актов, регулирующих передачу части полномочий учреждениям, не разработано, но ряд нормативных документов определяет деятельность учреждений социальной защиты населения по выполнению отдельных вышеперечисленных функций, в частности, приоритетным направлением Концепции семейной политикив Санкт-Петербурге является поддержка и развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 5.2. плана мероприятий по реализации Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2009–2011 годы (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.08 №1623) предусмотрено открытие структурных подразделений (служб) социального сопровождения приемных семей и семей, воспитывающих детей, находящихся под опекой (попечительством), на базе районных центров социальной помощи семье и детям[40].

В заключение отметим, что по данным Регионального центра “Семья” в Санкт-Петербурге на 31.12.08 г. создано 373 приемных семьи, в которых воспитывается 469 детей. Для сравнение на 31.12.07 г. в городе проживала 251 приемная семья и 317 детей, на 01.01.06 – 35 приемных семей и 48 детей. За 2008 год 200 детей, оставшихся без попечения родителей, были переданы на воспитание в приемную семью, в том числе 38 детей переданы в приемную семью из учреждений, подведомственных Комитету по образованию. Количество приемных семей, по сравнению с 2005 годом, увеличилось в 10,6 раза, количество детей, которые воспитываются в этих семьях, – в 9,8 раза[50].

Выводы по главе 2

1. С 2006 года в Российской Федерации проходит процесс деинституционализации, т.е. существенное сокращение численности детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, перепрофилирование детских домов, в частности, в службы сопровождения, создание условий проживания, воспитания и образования в учреждениях, приближенных к семейным.

2. Доказано преимущество семейных форм устройства детей перед иституциональными, но в настоящее время внедрение этой политики вызывает множество вопросов, пути решения которых определяются в настоящее время, как на законодательном уровне, так и уровне содержательном.

3. Формы приемной семьи и патроната пришли в Россию из Америки и стран Европы, и становятся приоритетными. В данных форме сочетается долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботы об их воспитании.

4. Определены особенности разных видов приемной семьи и патронатного воспитания. Главная их цель – социализация ребенка, получение опыта жизни в семье.

5. Патронат – это самая “гибкая” форма устройства, на которую можно поместить ребенка любого возраста, вне зависимости от его юридического статуса, состояния здоровья и на любой срок. Такая форма часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению.

6. Рассмотрен алгоритм взаимодействия органов опеки и попечительства и

лица, желающего взять ребенка в приемную семью. Определены правовые последствия между приемными родителями и ребенком.

Глава 3. Основы организации работы с приемными семьями в МО “Муниципальный округ Озеро Долгое”

3.1 Проблемы сиротства в г. Санкт-Петербург

Проблема сиротства в России – одна из самых важных на сегодняшний день. Особенно остро эта проблема проявляется в крупных городах, например, в Санкт-Петербурге. В крупных городах выше социально-культурный и экономический уровень жизни населения, чем в сельских поселениях. Оценивая степень благополучия жизни ребенка в семье, уделяется более пристальное внимание тому, насколько положение ребенка соответствует нормам законодательства. И если по каким-то причинам родители не в состоянии осуществлять родительские обязанности, такие семьи ставятся на учет в органе опеки и попечительства, и в результате может быть принято решение о передаче ребенка из семьи в интернат, под опеку и т.д. В сельской местности со стороны органов опеки и попечительства уделяется не настолько острое внимание данным проблемам. В селах больше людей, страдающих алкогольной зависимостью, безработных, т.е. тех, кто не способен в полной мере заботиться о своем ребенке, поэтому каждая отдельно взятая неблагополучная семья не вызывает такого осуждения и внимания со стороны органов опеки и попечительства, как в городе.

Безусловно, еще одной причиной большего числа детей-сирот в крупных городах по сравнению с сельскими поселениями, является и численность городского населения. Причем в основном в городах-миллионерах численность детей-сирот прямо пропорциональна общему числу населения. Так в Санкт-Петербурге численность населения составляет 4568,0 тыс. из них по данным еженедельной интернет-газеты “Петербургская семья” по состоянию на 19 марта 2009 года на учете в государственном банке данных о детях было зарегистрировано 3699 детей, оставшихся без попечения родителей. Для сравнения на 01.01.08 на учете состояло 4197 детей, на 01.01.07 – 4854, на 01.01.06 – 5168, на 01.01.05 – 4900, т. е. в Санкт-Петербурге, как и по России в целом, наблюдается положительная динамика числа детей-сирот. За 2008 год поставлено на учет в региональный банк данных 1111 детей, оставшихся без попечения родителей (в 2007 – 1139, в 2006 – 1158; в 2005 – 1300, в 2004 – 1756). За 2008 год всего принято на воспитание в семьи граждан 2474 ребенка (в 2007 – 2407 детей, в 2006 – 2253). Численность детей, переданных на воспитание в семьи жителей Санкт-Петербурга, ежегодно увеличивается.

На 01.01.09, количество детей, находящихся на воспитании в семьях граждан (под опекой, в приемных семьях, усыновленных посторонними гражданами), составило 11630 (на 01.01.08 – 12891 ребенок). В таблице Приложения 2 представлены данные о выявлении, учете и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в динамике за последние 8-9 лет.

В связи с проводимой в Российской Федерации политикой деинституционализации в Санкт-Петербурге в последние годы большое внимание уделяется вопросам семейного устройства детей-сирот. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.08 №1662-р были утверждены целевые индикаторы социально-экономического развития России на период до 2020 года, среди которых выделен следующий показатель: удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей их численности. Ожидаемое значение данного показателя: 2010 год – 75%, 2012 год – 76%.

В целях обеспечения комплексного анализа социально-экономического развития районов Санкт-Петербурга проводится оценка эффективности деятельности администраций районов города. В перечень показателей развития районов на 2008–2011 годы (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.06.08 №737) включены следующие показатели, отражающие положение детей-сирот:

Число детей, оставшихся без попечения родителей, всего, в том числе:

· переданных не родственникам в приемные семьи, на усыновление (удочерение); под опеку (попечительство); охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи);

· находящихся в государственных учреждениях всех типов.

— У нас вообще нет системы помощи семье в трудной ситуации, — говорит Зыков. — Социальный работник должен иметь рабочее место в семье. Он должен точно знать, насколько ресурсна семья. Какие в семье эмоции, насколько родители любят детей. Если есть хоть малейший ресурс, этой семье надо помогать, надо учить родителей быть родителями. Это должна быть главная задача социальных служб. Но у нас таких служб нет. А уровень невежества судебной системы потрясает: зачастую суд просто штампует документы, которые готовят органы опеки.

— Вы напрасно думаете, что лишить родительских прав легко, — прямо противоположную точку зрения на качество суда высказывает Алексей Головань, столичный уполномоченный по правам ребенка. — Хороший судья выслушает все стороны. Если останутся сомнения, призовет на помощь психологов. Есть такие центры, где специалисты поиграют с ребенком, порисуют, а потом дадут заключение: как ребенку жилось в семье, есть ли там угроза для него.

В чем сходятся и Зыков, и Головань — они называют одно и то же место, где “порисуют-поиграют” или, по-другому, изучат ресурсы семьи. Это — центр “Озон”. И неудивительно: на всю Москву он единственный. Подобные исследования, получается, не слишком востребованы.

А все потому, что вся система лишения родительских прав заточена под простейший случай: родители — алкаши, у них забрали ребенка — они даже не заметили, не ходят, не ищут, в суд не приходят, их лишили прав — им все пофиг.

Но как только родители начинают бороться за своих детей, эта система не работает. Для сложных случаев, таких, например, как с Капустиными, нужны более тонкие инструменты.

Самый неспешный в мире

— Из ваших слов чувствуется, что вы на стороне родителей, — сказал мне Алексей Головань. — А мы должны быть только на стороне ребенка. Не спешите делать выводы, сходите в суд, послушайте противоположную сторону. Наверняка узнаете много интересного.

В суд я пошел 9 сентября. Узнал много интересного. Это было третье заседание по делу. Назначено оно было на 10 утра. В 11.00 нас впустили в зал. За это время одна из свидетельниц, приглашенных Капустиным, ушла — с работы она отпросилась только на час.

«Органы опеки – небезупречная, но все же защита, - говорит Михаил Гороховский, первый вице-президент корпорации «БЕСТ-Недвижимость». – Другое дело, что у этих специалистов не всегда хватает инструментов, навыков и квалификации для того, чтобы реально защитить права детей».


[1] Тут я в целом согласен с «не вменяемый«, так как педагогам не удалось вменить мне в вину того, чего я не совершал.

Мнение эксперта
Председатель республиканского общественного объединения «Благотвори» Таисия Карпович: «Эта семья обращалась к нам за юридической консультацией. Проблему мы видим в том, что органы опеки и попечительства имеют предубеждение по поводу усыновленных детей — якобы к ним не могут хорошо относиться приемные родители».

Читайте также  Женщину хотели оштрафовать за появившийся у сына синяк

Вернуться назад