» » Биография яна сибелиуса

Биография яна сибелиуса

Рестораны Финляндии, связанные с именем композитора Яна Сибелиуса

февраль 2015 года

Осенью 1885 г. Сибелиус поступил на юридический факультет Александровского университета в Гельсингфорсе (Хельсинки) и одновременно начал учебу в музыкальном училище. Но скрипка взяла верх, и университет был оставлен. Под руководством ректора музыкального училища Мартина Вегелиуса Сибелиус изучал теорию музыки. Постепенно юноша стал понимать, что слишком поздно начал занятия на скрипке и сосредоточился только на композиции. Сочинял он очень много, и его юношеские произведения заслужили признание финских критиков, один из которых писал: «Господин Сибелиус одним махом оказался в первых рядах тех, на ком возлежит будущее музыкального искусства Финляндии».

Однако настало время продолжить учебу за границей. Рядом был Петербург и маститый Римский-Корсаков, но Вегелиус посоветовал поехать в Германию. В Берлине Сибелиус занимается контрапунктом у Адольфа Беккера, который дал ему хорошую выучку, но не более. Гораздо больше в Берлине композитора увлекали концерты: Бетховен, Вагнер, молодой Рихард Штраус (он был старше Сибелиуса всего на год) – его кумиры. За Берлином последовала Вена. Сибелиус хотел заниматься у Брамса, но стареющий композитор отказался от преподавания, и Сибелиус попал под крыло Карла (Кароя) Гольдмарка, знаменитого в то время композитора брамсовского круга. Среди учителей Сибелиуса был и Роберт Фукс, у которого занимались ранее Малер и Гуго Вольф. Вена пленила Сибелиуса и вальсами Штрауса и концертами дирижера Ганса Рихтера. Огромное впечатление произвела на Сибелиуса музыка Антона Брукнера. Влияние этого тогда малопризнанного композитора на Сибелиуса несомненно: это и любовь к звучным хорам медных, длительным оркестровым crescendо и полифоническое экспонирование тем. Именно в Вене Сибелиус почувствовал тягу к сочинению оркестровой музыки. В Вене, естественно, Сибелиуса считали финном, и в композиторе проснулся интерес к финской культуре и финскому языку.

В 1891 году Сибелиус вернулся в Гельсингфорс другим человеком. Это не только прекрасно подготовленный музыкант. Это был финский композитор Ян Сибелиус. Именно с этого времени начинается настоящий Сибелиус. Однако путь к открытию собственного стиля был не простым. Композитор сознательно освобождает свой стиль от гармонической усложненности, свойственной тогдашней немецкой музыке, находит лапидарный мелодический склад, в оркестровом письме предпочитает сочные, нередко густые краски с большой ролью голосов низкого регистра. По мнению Сибелиуса, народная музыка служит отправной точкой в работе композитора, но в конечном итоге он должен подняться над уровнем национального. Немецкое влияние ушло быстро. Влияние Чайковского было сильнее. Оно явно чувствуется в Первой симфонии, прекрасном сочинении, написанном в 1899 году. Это было прощание с поздним романтизмом.

По возвращении Сибелиуса в Финляндию состоялся его официальный дебют как композитора: была исполнена симфоническая поэма Куллерво (Kullervo), ор. 7, для солистов, мужского хора и оркестра – по одному из сказаний финского народного эпоса Калевала. Это были годы невиданного патриотического подъема, и Сибелиуса немедленно провозгласили музыкальной надеждой нации. Вскоре он женился на Айно Ярнефельт, отцом которой был знаменитый генерал-губернатор, возглавлявший национальное движение.

В этот счастливый период своей жизни, в начале 1890-х годов, молодой композитор становится одной из центральных фигур художественной жизни Финляндии. Почти все его произведения этого периода непосредственно связаны с образами родной страны, ее истории, народной поэзии, особенно "Калевалы". На этом этапе творчества Сибелиус остается приверженцем музыки, связанной с поэтическим текстом, — вокальной и программной.

Сочинения начала 1890-х годов подтверждают этот принцип "Странствие в лодке" для смешанного хора на текст рун "Калевалы", увертюра "Карелия" и сюита под тем же названием, симфонические поэмы "Весенняя песнь" и "Лесная нимфа", в которых возрождаются сказочные образы лесных чудищ, волновавшие воображение маленького Яна в детские годы.

Этот период творческих исканий и опытов завершился произведением, в котором Сибелиус выступил уже как большой, законченный художник и как мастер оркестрового письма. Это была "Сюита о Лемминкяйнене" — четыре легенды для симфонического оркестра, принесшие их автору европейскую, а вскоре и мировую славу.

После трагического героя Куллерво композитор обратился к самому веселому, жизнерадостному персонажу "Калевалы", сочетающему в себе качества храброго воина и неотразимого покорителя сердец. Четыре части сюиты посвящены важнейшим эпизодам его бурной жизни.

Ян Сибелиус с дочерьми Хайди и Маргарет

После трагического героя Куллерво композитор обратился к самому веселому, жизнерадостному персонажу «Калевалы», сочетающему в себе качества храброго воина и неотразимого покорителя сердец. Четыре части сюиты посвящены важнейшим эпизодам его бурной жизни.

Сюита поражает своеобразием и непосредственностью мелодического языка, удивительной свежестью гармонических красок. Она казалась свежим дыханием Севера, влившимся в пряную, несколько изысканную атмосферу цивилизации конца XIX века. Облик великого художника северных просторов здесь проявился хотя и не в полную силу, но уже достаточно отчетливо. У замечательной сюиты Сибелиуса странная судьба.

Интерес и сочувствие обычно сопровождали его прежние выступления. Сюита же была встречена недоверчиво, неодобрительно. Началось с резких выступлений артистов оркестра. Слушая на репетициях их пререкания с композитором, молодая жена Сибелиуса тихо плакала, сидя в ложе. Лишь благодаря его настойчивости и возросшему влиянию сюиту удалось отстоять. Критики оценили новое произведение довольно сдержанно, отметив будто бы недостаточно выраженный национальный характер музыки и наличие влияний Вагнера, Листа, Чайковского.

Однако, при несомненных следах влияний, вполне понятных у молодого композитора, сюита покоряет, прежде всего, своей самобытной силой. Но даже две последние легенды, вскоре получившие мировое признание как образцы подлинно финского искусства, не привлекли внимания критиков.

Не так давно, Лейф Сегерстам был вместе с группой на гастроли в Санкт-Петербурге. Оркестр каждую неделю организует симфонические концерты, многие из которых транслируются в режиме on-line по всему миру. Кроме того, камерные ансамбли, оркестры регулярно выступают в исторических залах Турку и его архипелага.

Специальный проект Лейфа Сегерстама и филармонии Турку – марафон симфонии Яна Сибелиуса. За три вечера финский маэстро представил все семь симфоний композитора, исполнив с оркестром в хронологическом порядке.

Симфонии Сибелиуса оригинальны и художественны по своей сути, в каждой из них очевидна связь с финским мелосом. Не цитируя народных мелодий, Сибелиус органично претворял музыкальный фольклор, используя его ладово-гармонические и ритмические особенности. Материал некоторых симфонии характерны патриотические мотивы, образы суровой финской природы, музыкальный язык иногда родственен финскому импрессионизму.

В 1906-07 гг. он посетил Петербург и Москву, где встречался с Н. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым, В 1900-х гг. композитор большое внимание уделяет симфонической музыке — так, в 1902 г. он пишет Вторую симфонию, а через год появляется его знаменитый концерт для скрипки с оркестром. Оба произведения отличаются яркостью музыкального материала, монументальностью формы. Но если в симфонии преобладают светлые краски, то концерт насыщен драматическими образами. Причем композитор трактует солирующий инструмент — скрипку — как инструмент, равнозначный по силе выразительных средств оркестру. Среди сочинений Сибелиуса 20-х гг. появляется вновь музыка, навеянная «Калевалой» (симфоническая поэма «Тапиола», 1926). Последние 30 лет жизни композитор не сочинял. Однако творческие контакты с музыкальным миром не прекращались. К нему приезжали многие музыканты из разных стран мира. Музыка Сибелиуса звучала в концертах и была украшением репертуара многих выдающихся музыкантов и дирижеров XX в.


Ю. Б. Объедов.

Интерпретация Лейфом Сёгерстамом симфоний Яна Сибелиуса всегда становится ожидаемым праздником для любителей музыкального искусства. Сёгерстам  неповторим за дирижерским пультом, он всегда находит новые краски и звучания, внимателен к тембровой палитре, постепенно достигая в работе с оркестром впечатляющих художественных результатов.

Лейф Сегерстам:

Еще при жизни Сибелиус удостоился почестей, которые воздавались лишь немногим художникам. Достаточно упомянуть многочисленные улицы Сибелиуса, парки Сибелиуса, ежегодный музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса». В 1939 «альма матер» композитора, Музыкальный институт, получил название Академии имени Сибелиуса. Умер Сибелиус в Ярвенпя 20 сентября 1957.

Наверх