Слуховая память
Часто бывает, что, услышав какую-то песню или мелодию, мы вспоминаем некоторые события и людей, причем достаточно четко и в мельчайших подробностях. Эта удивительная способность объясняется свойством нашего мозга ассоциировать жизненные ситуации с окружающими звуками. Рассмотрим подробнее, как развить и тренировать слуховую память, почему это важно и чем полезно.
Это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах - запоминании, сохранении и воспроизведении. Запоминание - это процесс образования и закрепления в нервных клетках коры головного мозга информации в виде нервных импульсов, передающихся по отросткам этих клеток друг другу. В результате этого устанавливаются новые нервно-рефлекторные связи – пути поступления и извлечения информации. Кроме того, при запоминании происходит установление связи между новыми и уже существующими путями. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией. Без ассоциаций невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе, и запоминание. Поступающая информация сохраняется в нашей памяти в виде памятного следа — энграммы. В ее формировании и сохранении принимают участие, вероятно, все клетки головного мозга. Но науке пока точно не известно, в каком виде хранится этот памятный след. Сформировавшаяся энграмма очень устойчива и может сохраняться в течение всей человеческой жизни, но ее извлечение, то есть воспоминание чего-либо может быть сопряжено с большими трудностями. Однако доказано, что при обучении и тренировках памяти, число связей между нервными клетками становится все больше и больше, они приобретают устойчивость, что приводит к более легкому извлечению энграммы. На решение этой задачи направлены упражнения и тренинги по развитию памяти. Процесс сохранения информации в памяти состоит из двух важных моментов - это сохранение памятного следа и связей в мозге. Благодаря запоминанию и сохранению, становится возможным воспроизведение[/i]информации, а так же ее узнавание (припоминание). [i]Воспроизведение - процесс появления в сознании ранее воспринятой информации, выполнение заученных движений. При воспроизведении, образы, закрепленные в памяти, «оживают» быстро без вспомогательной, опорной информации. Так, например, когда человеку объясняют, как пройти куда-либо, то помимо названия улицы и номера дома, сообщают различную дополнительную информацию, что на пути попадется магазин, школа, светофор. Когда он в следующий раз идет по тому же адресу, то для поиска нужного объекта вспомогательная информация не требуется, припоминание происходит быстрее. Это и называется хорошей памятью. Но чтобы добиться буквально автоматического воспроизведения нужной информации, необходимо неоднократное ее повторение. Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия (признака):
1.Объект запоминания
В зависимости от того, что именно воспринимает и воспроизводит человек, различают четыре основных вида памяти: наглядно-образная, способствующая хорошему запоминанию лиц, звуков, цветов, форм предметов и так далее; словесно-логическая (или словесно-смысловая), при которой информация запоминается на слух; двигательная (моторная) – память движений и эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.
Что же собой представляет память? Память это не что иное как одна из функций нашего мозга, именно он позволяет нам хранить воспоминания и по мере надобности извлекать их из памяти. Так как память - это функция мозга, то ее можно развивать и тренировать. Ошибочно полагать, что память у разных людей отличается, так разным является лишь процесс памяти или, другими словами, способ запоминания.
Считается, что человек в своей деятельности использует только одну часть из десяти способностей мозга. Это же справедливо отметить и про память. Но даже если вы не улучшите память в десяток раз, то добиться положительных изменений вы можете в любом случае.
Повторяй за мной
Пожалуй, это одно из простейших упражнений на развитие слуховой памяти у ребенка. Берете карандаш и стучите по столу определенное количество раз и просите кроху повторить. Можно варьировать не только количество повторений, но и время между ними.
Рассмотрим
их подробно.
1. Физиология. За исключением тех
случаев, когда физические отклонения не являются следствием болезни,
большинство слуховых патологий проистекают от неумения обращаться
с органом слуха. С ним нужно обращаться как с ценным музыкальным
инструментом, что подразумевает поддержание его в хорошем рабочем
состоянии и недопустимость плохого обращения.
В современном
обществе наше внутреннее ухо постоянно бомбардируется звуками, которые намного
превосходят допустимый для него уровень. Насколько это представляется
возможным, нужно стараться избегать тесного контакта с машинами,
производящими различные сильные звуки, — особенно это касается самолетов,
а также звукоусилительной аппаратуры. Как показали исследования, если
за слухом тщательно следить, с возрастом не возникает никаких
ухудшений.
2.
Рассеянность.
Рассеянность в процессе слушания обычно возникает по двум причинам:
она зависит от окружающей обстановки и ваших собственных внутренних
мыслей.
Одной
из удивительных способностей мозга является способность отбрасывать звуки,
которые не представляют для него интереса. Таким образом, к примеру,
на вечеринке влюбленные могут улавливать слова, произнесенные друг другу
шепотом среди общего шума. Точно так же мать может различить крик своего
ребенка среди шума большой толпы.
Одна лишь
осведомленность о данном умении поможет не реагировать
на посторонние звуки. Не обращая внимания на шум, который только
отвлекает, сконцентрируйтесь на том, что надо услышать, и мозг
автоматически перестанет воспринимать шумы, слышать которые вы не желаете.
Ваш мозг может
как «отключать», так и «подключать» свое слуховое восприятие. Очень многие
люди могут спать, несмотря на невероятный ночной шум,
и в то же время способны проснуться от шепота любимого
человека или от мягкого звука будильника. Зная об этой способности,
желательно ее постоянно тренировать: чем больше ее использовать, тем
больше пользы она вам принесет.
Занимающиеся студенты, которые посещают лекции, обладают отличной памятью, не подозревая этого. Если информация усваивается без усилий и на подсознательном уровне, ей свойственно хранится дольше.
Накануне сессии студент переживает, что не знает материал, однако отвечает на сложные вопросы однокурсников и понимает, что стоит слегка освежить память и он готов к экзамену. Это происходит оттого, что конспектируя, мы вникаем в информацию, но не думаем о запоминании.
Профессионально развиваясь, изучая иностранные языки и слушая новости – вы запоминаете, а, следовательно, улучшаете память.
Самоорганизация
Мы не можем зафиксировать что-то в памяти, не понимая, что именно запоминать и когда. Систематизировать необходимо не только материал, но и самого себя. Обзаведитесь ежедневником, личным расписанием, старайтесь всё делать вовремя, вспоминайте своих близких, которым уже давно не звонили.
- «Опиши комнату». Ребёнку предлагается закрыть глаза и описать свою комнату, подробно перечислив все предметы в ней.
- «Диктант». Напечатанный текст для диктанта прикрепите в комнате (например, на двери). Попросите школьника списать текст. Чтобы сделать это, он должен будет направляться к двери, пытаться запомнить отрывок и возвращаться за стол, чтобы записать его.
- «Узор из спичек». Раскладываем на столе произвольный узор из спичек. Пусть ребёнок внимательно изучит его. Потом закройте малышу глаза, немого измените узор и спросите у ребёнка, что изменилось. Попросите воссоздать первоначальный вид узора.
- «Пропущенное слово». И снова диктант. Прочтите его полностью, а потом, диктуя предложения, иногда пропускайте слова. Ребёнок должен записать диктант правильно, без пропусков.
- «Рисунок». Покажите ребёнку картинку и попросите нарисовать такую же по памяти.
- «Ошибки в тексте». Прочитайте ребёнку одни раз текст. Затем ещё раз, но уже изменяя его и допуская неточности. Предложите ребёнку исправить услышанное во второй раз: пусть перескажет текст безошибочно.
- «Слова, цвета». На листе напишите столбик короткие слова, а потом прикройте их листком бумаги. Попросите ребёнка вспомнить эти слова. Тренируйтесь, пока не будет указано всё точно. Также можно тренироваться и с цветами, предлагая запомнить поочерёдность цветов кубиков, сложенных в ровную линию.
Смотрите видео, посвящённое одному из способов развития памяти у детей младшего школьного возраста
Игры для развития памяти
Предлагая ребёнку игры для развития памяти, учитывайте возраст.
Необходимый инвентарь: картинки с узорами, чистая бумага, ручка или карандаши.
◈ Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.
Найди пару
Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать
Необходимый инвентарь: игрушки (парой), картинки из специальных наборов.
◈ Попросите ребенка посмотреть и найти подходящую пару. Обязательно спросите, почему он так или иначе составил пары.
Найди отличия
Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать
Необходимый инвентарь: игрушки (парой), картинки из специальных наборов.
◈ Попросите ребенка посмотреть и найти отличия.
«Хлоп» или «топ»
Игра способствует развитию внимания
Используя игровое обучение, можно быстро помочь ребенку развить память на слух и, при этом, не утомлять его сложными занятиями.
Дополнительные игры
Игра «Найди куклу» для детей 1,5—4 лет. Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, а взрослый в это время прячет куклу, потом говорит: Кукла Ляля убежала. Ах, куда она пропала? Маша, Маша (имя ребенка), поищи, С нашей Лялей попляши! (А. Ануфриева) Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку. Игра «Кто больше запомнит?» для 2-6 летних. Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество. Игра в «Магазин» (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин. Для детей старшего дошкольного возраста подходит игра «Нарисуй фигуру». Ребенку показывают4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет. Игра "Кто знает больше" также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются! Конечно, предложенные занятия потребуют от взрослых немало времени и сил. А возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов. Но за это родители будут вознаграждены сторицей. Во-первых, их отпрыск приобретет репутацию умника, а во-вторых, подобные игры с ребенком подарят бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной поре детства, познавая мир вместе со своим малышом.