Организация здорового образа жизни
Здоровье – самое главное сокровище человека. Ведь от здоровья человека
зависит его жизнь. При встрече мы спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его
друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья. Артур
Шопенгаузер говорил, что 9/10 нашего счастья основано на здоровье и при нем все
становится источником наслаждения, тогда как без него никакие блага не могут
доставить удовольствие, даже субъективные блага: как качество ума, души,
темперамента, при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Охрана здоровья
молодежи (подростков) традиционно считается одной из важнейших социальных задач
общества.
Проблема сохранения и укрепления подростковой молодежи сложна и
многогранна. К сожалению, психология человека такова, что пока он молод и
здоров, проблема здоровья его мало интересует. До тех пор, пока «вдруг» не
появляются конкретные признаки ухудшения самочувствия.Понимание этого факта
заставляет людей полностью менять образ жизни.
Общие и местные экологические проблемы начинают сказываться на глубоких процессах формирования здоровья, включая изменение процессов возрастной динамики, появление сдвигов в клинике и характере заболеваний, длительности течения и разрешения патологических процессов, в принципе встречающиеся повсеместно, т.е. затрагивающих биологию человека.
С целью выявления факторов риска в формировании здоровья детей проведено анкетирования родителей учащихся общеобразовательных школ. Всего у обследованных детей 1678 факторов неблагополучия, причем биологические составляли 45,8%, социальные — 16,8%, сочетанные (биологические и социальные) — 37,4%.
Среди факторов, формирующих здоровье, большое значение имеют «школьные факторы». Их доля влияния на показатели здоровья школьников составляет 20%, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается в 10-15%. Роль так называемых «школьных» факторов риска можно продемонстрировать данными, приводимыми рядом исследователей.
Изучения состояния здоровья старшеклассников, обучающихся в лицеях показала, что по сравнению с контрольной группой лицеисты имели худшие показатели здоровья. Все это позволяет сделать вывод, что интенсификация обучения, неподкрепленная системой оздоровительных мероприятий, приводит к значительно более выраженным изменениям в состоянии здоровья. Между соматическим и психическим здоровьем существует прямая взаимосвязь: раннее повреждение центральной нервной системы, т.е. нарушенное психическое здоровье у ребенка, является основной причиной различных отклонений в функционировании всех систем организма и развития хронической патологии, и наоборот, соматические заболевания маскируют психические расстройства, хронические недуги сопровождаются вторичными нарушениями психического здоровья.
Среди детей, проживающих в сельской местности, достоверно ниже удельный вес здоровых детей и выше — детей больных или с различными отклонениями в состоянии здоровья: в городе дети первой группы здоровья (дети признанны здоровыми) составляют 36,93%, второй (дети имеющие функциональные отклонения) — 48,73%, третьей (с хроническими заболеваниями) — 14,34%, в то время как на селе эти цифры равны 26,02%, 53,59%, 17,09% соответственно.
Вторая группа здоровья абсолютно преобладает среди детей всех возрастных групп. Максимальная группа детей со второй группой здоровья зарегистрирована в возрастном периоде до 1 года (61,9%). В дальнейшем происходит уменьшение их числа за счет перехода в первую группу здоровья (в большей степени) и третью группу здоровья (меньшей степени). Дальнейшее уменьшение второй группы здоровья происходит в возрастном периоде 15-17 лет до 45,8%.
С возрастом увеличивается и удельный вес детей с 3-й группой здоровья. В возрасте 15-17 — 22%. В подростковом возрасте каждый 5-й ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком инвалидом.
Распределение детей по группам здоровья в зависимости от пола выявило, что среди детей первой группы здоровья до десятилетнего возраста преобладают девочки, среди детей старше 10 лет наблюдается увеличение удельного веса мальчиков. Среди детей второй группы различие по полу не получено. У детей третьей группы здоровье до 10 летнего возраста нет различий по половому признаку, с наступлением пубертатного периода женский пол в большой степени определяет рост удельного веса детей с хронической патологией.
Следует отметить, что в результате целенаправленных лечебно — восстановительных мероприятий, проводимых среди юношей в подростковом периоде, происходит увеличение доли здоровых детей с 28,58% в 11-14 лет до 33,97% к возрасту 15-17лет.
При сопоставлении данных по острой заболеваемости у старшеклассников в общеобразовательных школах и школах нового типа было установлено, что «индекс здоровья» в лицеях и гимназиях ниже, чем в обычных школах: 33,6% против 46,6% соответственно[1] .
По показателям кратности повторений острых заболеваний у одних и тех же учащихся в течении учебного года проявлялась тенденция к более частым повторным заболеваниям у девушек из гимназий и лицеев по сравнению со стальными школьниками.
На основе научного анализа полученных данных:
1) определены наиболее распространенные отклонения в здоровье современных школьников;
2) установлены закономерные обособленности показателей здоровья первоклассников и десятиклассников, девочек и мальчиков, девушек и юношей;
3) выявлены различия в состоянии здоровья и формировании патологии у детей и подростков городов и сел, разных типов школ.
Обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим.
Таким образом, оценка современного состояния и тенденций здоровья детей и подростков свидетельствует о серьезно неблагополучии, которое может привести к существенным ограничениям в реализации ими в будущем биологических и социальных функций. И в этом случае речь идет уже непросто о состоянии здоровья современных школьников, а о бедующем России.
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.
Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие «здоровье» с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский, 1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991; В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие «здоровье индивида» [54, с 364-366].
Человеческий организм функционирует по законам саморегуляции. При этом на него воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают отрицательное влияние. К ним, прежде всего, следует отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса; недостатки калорийности питания; неблагоприятные экологические факторы; вредные привычки; отягчённая или неблагополучная наследственность; низкий уровень медицинского обеспечения и др.
Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни (ЗОЖ). Учёные определили, что состояние здоровья человека больше всего — на 50%, зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию (20%), наследственность (20%), медицину (10%) (т.е. на независящие от человека причины). В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет около 30% из пятидесяти.
Здоровый образ жизни — единственное средство защиты от всех болезней сразу. Он направлен на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а всех в совокупности. Поэтому он особенно рационален, экономичен и желателен.
ЗОЖ — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля у жизни населения — важнейшая социальная технология государственного значения и масштаба.
Здоровый образ жизни — понятие многоплановое, это активная деятельность людей, направленная на сохранение и укрепление здоровья как условие и предпосылки осуществления и развития других сторон и аспектов образа жизни, на преодоление «факторов риска», возникновение и развитие заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных и природных условий и факторов образа жизни. В более узком и конкретном виде — максимально благоприятное для общественного и индивидуального здоровья проявления медицинской активности. [17, с 19-39]
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики как начального, а потому решающего звена в укреплении здоровья населения через изменение образа жизни, его оздоровлении, борьбу с негигиеническим поведением и вредными привычками, преодоление других неблагоприятных сторон образа жизни. Организация здорового образа жизни в соответствии с государственной программой усиления профилактики заболеваний и укрепления здоровья требует совместных усилий государственных, общественных объединений, медицинских учреждений и самого населения.
Внедрение основных элементов первичной профилактики в виде навыков гигиенического поведения должно входить в систему дошкольного и школьного воспитания детей и подростков, отражаться в системе санитарного просвещения (которое все больше ориентируется на пропаганду здорового образа жизни), физической культуры и спорта. Формирование здорового образа жизни важнейшая обязанность всех лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидимических учреждений и общественных формирований.
История здорового образа жизни глубокими корнями уходит в глубокое прошлое, в недра предупредительной народной медицины. Забота о питании и здоровье уже на первых стадиях развития общества являлась жизненно важной задачей человека. В России с середины XVIII века исключительно высоки были детская смертность и заболеваемость. Тяжелые бытовые условия основой массы деревенского, городского населения, низкий санитарный уровень, свирепствование, заразные болезни уносили тысячи детских жизней. Все это выдвигала необходимость внимания государства к вопросам охраны здоровья детей. Впервые государственное значение этому вопросу придал великий русский ученый М.В. Ломоносов. Затем вопросами охраны здоровья стали заниматься первые русские профессора — энциклопедисты Ф. Барсук, М. Моесеев, С. Зыбелин, Н. Амбодик и прогрессивные государственные деятели и мыслители И.Н. Беской, Н.И. Новиков, А.Н. Родищев. Ими писались и переводились лучшие иностранные популярные издания по воспитанию детей.
В конце XIX — начале ХХ веков остро стоял вопрос об организации медицинского обслуживания детского населения, что сказалось на организационной структуре научных учреждений. Институты охраны здоровья детей и подростов были реорганизованы в институты педиатрии. Центральный институт охраны материнства и младенчества в Центральный педиатрический институт наркомздрава, СССР Центральный институт охраны здоровья детей и подростков, Киевский, Харьковский, Ростовский институты охраны материнства и младенчества, охрана здоровья детей и подростков в институты педиатрии, институт охраны детей и подростков в Ленинграде.
В настоящее время также ведется работа по здоровому образу жизни. Существует и укрепляется на практике система социалистического здравоохранения, гарантирующая каждому гражданину конституционное право на охрану здоровья как важнейшую задачу социальной политики, Коммунистической партии и советского государства. Наша система здравоохранения, воплощая в жизнь генеральное направление — профилактику заболеваний. Это комплекс социально-экономических и медицинских мероприятий по предупреждению возникновения болезней, их причин и факторов риска. Наиболее действительным средством профилактики, как говорилось, может быть и есть формирование здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Для правильной и эффективной организации ЗОЖ необходимо систематически следить за своим образом жизни и стремиться соблюдать следующие условия: достаточная двигательная активность, правильное питание, наличие чистого воздуха и воды, постоянное закаливание, возможно большая связь с природой; соблюдение правил личной гигиены; отказ от вредных привычек; рациональный режим руда и отдыха. Всё вместе это и называется соблюдением здорового образа жизни — ЗОЖ.
Таким образом, здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
С позиции генетической природы данного человека и ее соответствия условиям жизнедеятельности принято определять здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций. [39, с 3-14]
При формировании индивидуального здоровья стиль жизни имеет большое значение, так как несет персофицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитетом), личными наклонностями. Поэтому при более или менее одинаковом уровне потребностей каждой личности, характеризуется индивидуальным способом их удовлетворения. Это проявляется в разном поведении людей, что в первую очередь, определяется воспитанием и в разнообразии индивидуальных образов жизни. При этом необходимо учитывать как типологические особенности каждого человека, так возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет. Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры.
Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных элементов, трех культур:
культуры питания,
культура движения,
культура эмоций.
Отдельные оздоровительные методы и процедуры не дают желательного и стабильного улучшения здоровья, потому что не затрагивают целостную психологическую структуру человека. И еще Сократ говорил, что «тело не более отдельно и независимо от души».
Культура питания. В здоровом образе жизни питание является определяющим системообразующим, так как оказывает положительное влияние на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость.
Культура движения. Оздоровительным эффектом обладает только аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плаванье, катание на лыжах и т.д.) в природных условиях.
Культура эмоций. Отрицательные эмоции обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции сохраняют здоровье, способствуют успеху.
Сложившаяся система образования не способствует формированию ЗОЖ, поэтому знания взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями. В школе рекомендации по здоровому образу жизни детям часто насаждаются в назидательной и категорической форме, что вызывает у них положительные реакции. А взрослые и в том числе учителя редко придерживаются указанных правил.
Подростки не занимаются формированием своего здоровья, так как это требует волевых усилий, а в основном занимаются предупреждением нарушений здоровья и реабилитацией утраченного.
Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций.
Факторы, определяющие формирование здоровья населения, должны изучаться комплексом общественных и естественных наук: показатели здоровья прерогатив медицинской науки, основа врачебной деятельности.
Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании человека как существа биосоциального. Медиками, прежде всего к числу социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав семьи и т.д. Рассматриваются также психологические факторы, как результат действия биологических и социальных факторов [24, с 360]. Ю.П. Лисицын, рассматривая факторы риска здоровья, указывает на вредные привычки (курение, потребление алкоголя, неправильное питание), загрязнение среды обитания, а также на «психологическое загрязнение» (сильные эмоциональные переживания, дистрессы) и генетические факторы [32, с 192).
Г.А. Апанасенко предлагает различать несколько групп факторов здоровья, определяющих соответственно его воспроизводство, формирование, функционирование, потребление и восстановление, а также характеризующих здоровье как процесс и как состояние. Так, к факторам (показателям) воспроизводства здоровья относятся: состояние генофонда, состояние репродуктивной функции родителей, ее реализация, здоровье родителей, наличие правовых актов, охраняющих генофонд.
Как уже отмечалось, в качестве одного из факторов здоровья можно рассматривать культуру. Согласно В.С. Семенову, культура выражает меру осознания и овладения человеком своими отношениями к самому себе, к обществу, природе, а также степень и уровень саморегуляции его сущностных потенций [47, с 15-29].
О.С. Васильева, обращая внимание на наличие ряда составляющих здоровья, в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, рассматривает факторы, оказывающие преимущественное влияние на каждую из них. Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). [12, c 269]. И, наконец, на духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера. Вместе с тем, автор подчеркивает, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи [12, c 269].
Условия жизни и труд деятельности, а также характер и привычки человека формируют образ жизни каждого из нас. Для растущего и формирующегося организма школьников особое значение имеет соблюдение режима дня (правильный распорядок учебного труда и отдыха, полноценный сон, достаточное пребывание на свежем воздухе и тому подобное). Таким образом, правильный образ жизни является фактором здоровья. Я нездоровый образ жизни — фактором риска.
Итак, как уже отмечалось, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека. Более подробному рассмотрению значения образа жизни для здоровья посвящена следующая часть данной работы.
Знание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека, составляют основу науки — валеологии, основным стержнем данной науки является здоровый образ жизни, от которого зависит здоровье и долголетие.
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятятсвующая раскрытию потенциала личности.
Формирование здорового образа жизни — многоплановая комплексная задача, для успешного разрешения которой необходимы усилия всех звеньев государственного общественного механизма.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
оптимальный двигательный режим;
рациональное питание;
закаливание;
личная гигиена;
положительные эмоции.
Важнейшей задачей сохранения и укрепления общественного здоровья является обеспечением гармоничного физического, духовного развития молодого поколения, всестороннего воспитания активных строителей нового общества, носителей высоких принципов образа жизни.
В целях сохранения здоровья детей и подростков, оберегания их от неблагоприятных воздействий среды и создание целенаправленных положительных влияний на растущий организм, осуществляется систематическое врачебное наблюдение за здоровьем молодого поколения и систематически за условиями воспитания и обучения. Эти функции выполняют лечебно-профилактическое и санитарно-противоэпидемическое службы здравоохранения.
Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное — профилактика.
Эффективность формирования у подростков здорового образа жизни обусловлено тем, что жизненная позиция только вырабатывается, а все возрастающая самостоятельность делает обустроенным их восприятие окружающего мира, превращая юношу и девушку в пытливых исследователей, формирующих свое жизненное кредо. Здоровье играет определенную роль в жизни человека, особенно в молодом возрасте. Его уровень в значительной степени обуславливает возможность профессионального совершенствования, творческого роста, полноту восприятия, а значит и удовлетворенность жизнью.
Говоря о формировании установок на здоровый образ жизни молодого поколения вообще и о борьбе с вредными привычками в частности нельзя не сказать о школе. Ведь именно там, в течение многих лет молодежь не только учиться, обретает навыки общения с взрослыми и сверстниками, но и практически на всю жизнь вырабатывает отношение ко многим жизненным ценностям. Таким образов, школа является важнейшим этапом, когда можно и нужно формировать правильное отношение к здоровому образу жизни. Школа является идеальным местом, где длительное время можно давать необходимые знания и вырабатывать навыки здорового образ жизни большому контингенту детей разного возраста. Семья также как и школа является важной средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечает за воссоздание, определяет образ жизни. Социальная микросреда, в которой осуществляется приобщение подростков к социальным ценностям и ролям семейной деятельности труда: отношение родителей, бытовой труд, семейное воспитание — являются комплексом целенаправленных педагогических воздействий.
В число важнейших задач социальных педагогов входит обеспечение оптимальных условий учебы, труда, всего жизненного уклада, способствующих завершению формирования молодого организма. Поэтому в отношении учащихся подростков предусматривают следующее:
разработку и реализацию на основе совершенных достижений науки оптимальных санитарно-гигиенических нормативов как для учебных и рекреационных помещений, так и для учебно-производственной нагрузки, а также летней трудовой деятельности подростков;
постоянные занятия физической культурой и спортом;
рассмотрение сети оздоровительных учреждений для подростков;
улучшение работы по медицинской профилактике среди подростков, обеспечение их диспансеризацией;
создание системы гигиенического воспитания подростков и их родителей;
пропаганда здорового образа жизни.
Задача педагогов состоит, во-первых, довести до сведения подростков информацию о том вреде, который наносит пьющий человек своему здоровью и здоровью своих близких (в первую очередь — детей), а во-вторых, рассказать учащимся о вредных веществ.
Разрабатываются единые научно-обоснованные методологические подходы к оценке и восстановлению функционального состояния студентов, а также социально-гигиенические основы режима труда, отдыха и рационального питания на разных этапах обучения с учетом профиля вуза и специфики программы обучения.
Широкий круг актуальных задач по формированию установок на здоровый образ жизни у подростков обусловлен необходимостью активного участия в их реализации многих министерств и ведомств.
Рассмотрев установки, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни формировать, необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.
Проведенный анализ психолого-социолого-педагогической, философской и медицинской литературы показал, что педагогическая социология обладает специфическим научно-методическим потенциалом, позволяющим социологам активно включаться в решение проблем, связанных с образом жизни подростков. Теоретический анализ позволяет охарактеризовать образ жизни подростков как личную и общественную проблему.
Развитие и комплексная коррекция различных сторон образа жизни подростков, решение задач подросткового самоопределения, нравственная атмосфера и характер взаимоотношений между взрослыми и подростками дома и в школе определяют здоровое развитие и влияют на формирование субъективного отношения к здоровому образу жизни. К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров — разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие подростков.
Здоровый образ жизни — проблема не только социальная, но и нравственная. Повышение уровня здорового жизни подростков — это, прежде всего процесс социализации.
В первой главе мы выяснили, что всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание следует уделять таким возрастным этапам, как подростковый период, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма. В связи с этим нам необходимо провести исследование.
Значительную роль в формировании различных заболеваний играет образ жизни, который ведут подростки. Наиболее значимой для формирования здоровья является медицинская активность, так как она включает все виды деятельности, оказывающие самое непосредственное влияние на показатели здоровья. Это отношение подростка к питанию, режиму сна и отдыха, к гимнастике и прогулкам, к закаливающим процедурам, к вредным привычкам, к посещению врача с лечебной и профилактической целями, к рекомендациям медицинского персонала и т. д.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что три раза в день питается 53,6%юношей-подростков (включая как минимум однократное горячее питание); каждый третий подросток (28,9%) регулярно посещает учреждения быстрого питания; у 15,3%юношей-подростков отсутствует регулярный прием горячей пищи (в их рационе преобладает еда всухомятку, чипсы, бутерброды, газированная вода).
Соблюдают режим дня 45,3% юношей-подростков. 34,6% подростков ложатся спать после 12 ч ночи, так что продолжительность их ночного отдыха не превышает 7 ч.
·Уровень
развития
основных функциональных систем;
·Степень
сопротивляемости
организма (частота заболеваний за год);
·Достигнутый
уровень
физического развития и степень его гармоничности.
Наука о здоровом образе жизни. Привычка к здоровому образу жизни. Анализ организации познавательных занятий в детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью. Единство валеологической и физкультурной деятельности.
аттестационная работа, добавлен 17.01.2011
Процесс формирования здорового образа жизни подростка как взаимодействие внешних и внутренних факторов. Педагогические условия формирования мотивов здорового образа жизни у подростков во внеучебной деятельности. Поведенческий компонент уровня ЗОЖ.
курсовая работа, добавлен 27.07.2015
- конференции - в течение 5-7 дней ребята работают «с погружением» в программу, выезжая за город. Проводятся по специально разработанной обучающей программе, направленной на профилактику девиантного поведения.
Подготовка конференций, планирование учебной работы, проведение занятий и техническое обеспечение целиком выполняют сами ребята, прошедшие многоступенчатую систему подготовки работы в группах.
На конференциях ребята разбиты на малые группы (7-10 человек), в которых они работают большую часть времени. Кроме того, они встречаются на общих сессиях и лекциях, где они получают информацию от различных специалистов или специально подготовленных ведущих. Эта информация затем более детально обсуждается и прорабатывается в малых группах.
- «воскресные встречи» - в течение 4-5 часов, в выходной день, ребята работают непосредственно в школе, ПТУ, Доме творчества. Задачей «воскресных встреч» является дать участникам возможность пообщаться, обсудить интересующие их проблемы, ознакомить с программой ребят, впервые пришедших на встречу.
- занятия с группами добровольцев по подготовке ведущих - в течение учебного года, раз в неделю. Ребята овладевают навыками работы с группой ровесников, знаниями в области психологии, публичного выступления; знакомятся с темой зависимости и т. д.
- тематические семинары - мини конференции, посвященные конкретным проблемам или обучению новым методикам. Поводятся для повышения профессионального уровня ведущих программы, а также для обсуждения и поиска решений актуальных молодёжных проблем.
Исследовав состояние здоровья среди старшеклассников, я пришла к выводам:
1.В эксперименте участвовало 20 учащихся старших классов средней школы №43 г. Минска.
.По итогам анкетных данных у учащихся на первом месте отклонения со стороны нервной системы. В связи с этим, учащиеся с функциональными нарушениями нервной системы страдают раздражительностью, головными болями, нарушениями сна, у старшеклассников возникают боли в области сердца, повышенная потливость.
3.Далее на втором месте у учащихся отмечаются отклонения со стороны пищеварительной системы.
В связи с этим школьникам с отклонениями в пищеварительной системе необходимы:
- оздоровительные мероприятия;
- психотерапия;
- прогулки;
- плавание;
- лечебная гимнастика;
- частое питание малыми дозами в спокойной обстановке;
- соблюдение рационального режима в школе и семье;
- сон и прогулки на свежем воздухе достаточной продолжительности.
4.На третьем месте отклонения со стороны сердечнососудистой системы. Для профилактики сосудистых нарушений необходимо правильно организовывать режим дня школьников, увеличивать двигательную активность, широко применять средства закаливания, снимать чрезмерную умственную нагрузку.
5.На четвертом месте у учащихся отклонения со стороны дыхательной системы.
Для предупреждения широкого распространения болезней органов дыхания в школе необходимо выполнять ряд гигиенических мероприятий:
- организовывать перемены на свежем воздухе;
- проветривать учебные и рекреационные помещения;
- проводить оздоровительные занятия физкультурой;
- не переполнять классы.
6.На пятом месте отклонения со стороны мочевыделительной системы.
На шестом месте аллергические реакции на пищу, запахи. Реакции на пищу, запахи отмечаются у 40% учащихся, реакций на лекарства, прививки нет.
8. Аллергия проявляется при:
- неблагоприятной экологической обстановке;
- наследственной предрасположенности (бронхиальная астма, экземы, аллергические дерматиты);
- отсутствии грудного вскармливания в раннем возрасте;
- активном и пассивном курении;
- употреблении в пищу консервированных продуктов, импортных продуктов в большом количестве (цитрусовые, шоколадные конфеты, морепродукты, колбасные изделия);
- широком распространении и использовании в большом количестве химических аэрозолей (лаки, краски, дезодоранты).
Детям рекомендуется усиленное питание и закаливающие организм процедуры.
9.Разработаны рекомендации социальному педагогу по формированию здорового образа жизни среди детей и подростков.
Заключение
Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба.
Такая модель может быть использована как для профилактических программ, так и для программ, пропагандирующих здоровье и здоровый образ жизни.
Таким образом, одним из наиболее важных подходов в области профилактики необходимо отметить изменения социальной среды детей и подростков, формирование устойчивого интереса у молодежи к здоровому образу жизни, формирование общественного мнения.
Изучив и рассмотрев технологии решения данной проблемы, мною предлагается более эффективная форм?