» » Да были люди в наше время

Да были люди в наше время

Да, были люди в наше время... - Footballplayers.ru

4
Из рассказа классного руководителя я узнала, что 2012 год объявлен годом истории и культуры. А на стенде, посвященном этому событию, я увидела портрет М.И.Кутузова. Меня очень заинтересовал вопрос: а кто они герои 1812 года?

5
Первым делом я отправилась в школьную библиотеку. Наша библиотекарь предложила поискать ответы на мои вопросы в книгах по истории нашей Родины

6
Вначале я познакомилась с материалом о героях 1812 года в «Школьной энциклопедии»,которую мне предложила наша библиотекарь.

7
Оказывается, что интересующий меня материал можно найти не только в одной книге. Информации было очень много. Я поняла, что без Интернет-ресурсов мне не обойтись.

* * *
Бородино

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Неизвестный автор переложил стихотворение Лермонтова на музыку, после чего оно получило широкое распространение как народная песня.

Подробный стиховедческий и культурно-исторический анализ поэтического текста М. Ю. Лермонтова представлен в труде литературоведа, театроведа и педагога Сергея Николаевича Дурылина «Как работал Лермонтов» (издан в Москве в 1934 году), а также в книге известного советского языковеда и литературоведа Виктора Владимировича Виноградова «Очерки по истории русского литературного языка» (Москва, 1938). Следует обратить внимание на литературоведческое исследование Николая Бродского, которое посвящено именно этому стихотворению и называется «„Бородино“ Лермонтова и его патриотические традиции» (увидело свет в 1948 году) и на научную статью Л. В. Кутьевой «К изучению стихотворения Лермонтова „Бородино“», которая была опубликована в первом номере литературоведческого периодического издания «Русская словесность» за 1998 год.

Молодой солдат спрашивает у своего дяди о сражении у деревни Бородино, в котором тот принимал участие:

«Печорин» - В предисловии к "Журналу Печорина" автор замечает, что история души человеческой едва ли не полезнее и не любопытнее истории целого народа. Но финал повести банален. В повести "Тамань", рассказывающей о случайном столкновении героя с "мирными контрабандистами", сложности и противоречия печоринской натуры как бы отодвигаются на задний план.

Не то что нынешнее племя.

Богатыри – не вы!»

Послушаем еще одного участника нашего телемоста, имеющего непосредственное отношение к Лермонтову. Слайд 8

Слайд 9Что вы можете сказать об этом герое Лермонтова?

Слайд 10Интересно, что и сам поэт слыл среди своих современников дерзким и самоуверенным, и его роковая дуэль с Мартыновым была спровоцирована им самим. А для нас Лермонтов – классик русской литературы.


 Всего не перечислешь, и лучше посмотреть расходные книги, где господин Воронов самым скрупулезным образом фиксировал все расходы по имению.


 Сам я редко заглядывал туда, и если что вспоминается, то какая-то совершенно уж глупая мелочь, как рубль, затраченный на истребление тараканов на скотном дворе, или два ведра водки для угощения мастеровых.


 Для моего удобства и к услугам гостей московский водопроводчик Петр Исаев устроил в доме водопровод и канализацию, и паровой насос системы "Челенс" закачивал пятьсот ведер воды в час в огромные емкости водонапорных башен.


 В покоях для гостей были туалетные комнаты с мраморными ваннами и бассейном скульптурной мастерской братьев Ботта. В комнатах дома стояли телефоны, в имении работал телеграф.


 Материалы для постройки дома привозились в Муромцево со всей России: мрамор из приломов Ивана Губонина - для балюстрады и тарусский мрамор - для парадной лестницы и каминов; метлахская плитка - для выстилки террасы из товарищества Коса и Дюра, финские изразцы из заведения Пригница и, конечно, кирпич и лес собственных заводов.


 Столь же тщательно выбирались мной и моими поверенными мебель и детали интерьера. Придворный фабрикант мебели, обойщик и декоратор Шмит поставил мне в январе 1887 года столовую светлого дуба на тридцать шесть персон, декорированную кабаньей кожей; ореховую гостиную; еще одну гостиную красного дуба, кабинет и мебель для передней.


 Я и в последствии покупал мебель только у него и никогда не ошибался, поскольку господин Шмит высоко держал марку своей фирмы: как-то случились мелкие неполадки со шкафом в одной из комнат, и буквально на третий день в Муромцево был прислан мастер, снабженный точными инструкциями для приведения мебели в должный вид.

В. Ленин — Запрос «Ленин» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Владимир Ильич Ульянов (Ленин) В. И. Ульянов (Ленин) в 1920 году …   Википедия


Когда наступит Страшный Суд, я, где бы ни был, просочусь туда и выступлю у Юлия свидетелем за­щиты. Вряд ли там часто слыхали о таких поступках. Он-то сам, конечно, промолчит.


А Юра Гастев недавно умер в Бостоне. Когда мы виделись последний раз, он дал мне слово, что свою историю напишет. И прислал ее мне честно год спус­тя, а напечатал ли - не знаю. Все равно я ее тут перескажу. Поскольку если хоть один из поколения имел отвагу так шутить, то это было не потерянное покп ление.


Согласно старой мудрости российской, Юра был везунчик: рано сел и рано вышел. Был он сыном не­когда известного поэта Гастева, погибшего подобно всем энтузиастам той эпохи, и сын расплачивался лагерем за светлые иллюзии отца. А после вышел на свободу, стал работать (был он чуть меня постарше), но свалила его острая вспышка давнего туберкулеза и весной пятьдесят третьего оказался Юра в туберкулезном санатории где-то в Эстонии. В палате их бы­ло четверо, но для истории нам важен лишь один - какой-то аккуратный медик вежливого обхождения, столь много говоривший о науке и культуре, что, по всей видимости, был санитарным или ветеринарным врачом. В шесть утра пятого марта диктор Левитан своим торжественно-церемониальным голосом объ­явил, что в здоровье Великого Вождя наступило зна­чительное ухудшение, появилось чейн-стоксово ды­хание. Сосед-медик, обычно сдержанный и весь цирлих-манирлих (Юрино выражение), вдруг вскинулся и с необычной для него энергией воскликнул: «Юра, пора немедленно сбегать!» Юра было возразил недо­уменно, что ничего особенного не сказали, но сосед надменно заявил, что он не кто-нибудь, а дипломи­рованный врач, и Юра зря об этом забывает, а Чейн-Стокс еще ни разу никого не подводил. «Такой хоро­ший парень», - умиленно похвалил сосед неведомо­го Юре человека.


И Юра окрыленно побежал. Напоминаю: это было в шесть утра. Луна, сугробы, маленький эстонский городок. Закрытый магазин и замкнутые ставни. Бо­ковую лесенку на второй этаж Юра одолел единым махом. Постучал сначала вежливо и тихо, а потом руками и ногами. Дальнейшее я попытаюсь передать, как это много раз от него слышал (а мемуар его куда-то затерял).


Издалека послышались шаркающие шаги немолодого человека и отчетливое вслух брюзжание по-русски, но с немыслимым эстонским акцентом:
- Черт побери, опять эти русские свиньи напились.
Юра сложил ладони, чтобы так было слышней, и через дверь отчаянно вскричал:
- Пожалуйста, откройте, очень надо!
И услыхал через дверь вопрос, по-моему, просто
гениальный:
- А что, разве уже?
- В том-то и дело! - радостно ответил Юра. Отворяя дверь, пожилой эстонец в халате и с керо­синовой лампой в руках нетерпеливо спрашивал:
- Но я только что слушал радио, и там только ка­кое-то дыхание...
- Вот в нем и дело, - пояснил Юра, - у нас в па­лате врач, он говорит, что все теперь в порядке.
- Что вы говорите! - Эстонец излучал любовь и радость. - Поскорей пойдемте в магазин. Извините, я в таком виде. Сколько вам бутылок? Извините, что я такое говорил спросонья о ваших русских. Это пус­тяки, что у вас деньги только на одну, берите две, вы все равно придете снова. Я благодарю вас от всего сердца.


Прошли годы, и Юра Гастев стал известным мате­матиком. Он преподавал в Московском университе­те, писал статьи в философскую и математическую энциклопедии, славился среди друзей как бражник и отменный собеседник, очень немногие знали, что тайком он занимается самиздатом. Пора было защи­щать диссертацию, и Юра написал блестящую работу.


Накануне дня защиты спохватился он, что в пере­чне людей, которым обязан, нет Чейн-Стокса, а ему Юра был пожизненно признателен за все. Нашел он это имя в медицинской энциклопедии, и оказалось, то их было два разных человека - Чейн и Стокc, ни жили в прошлом веке в разное время и независимо друг от друга открыли агональное дыхание, предвестник скорой смерти.

. Указ. соч. С. 122.

[30]

. На путях к реализму // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Исследования и материалы. Сб. 1. М.: Гослитиздат, 1941. С. 186.

[31]

. Полн. собр. соч. в 13 тт. Т. IV. М.: АН СССР, 1954. С. 503-504.

[32]

В “Поле Бородина” на месте этой строчки была как раз более прозаизированная “На пушки конница летала”, дававшая богатую рифму к следующей - “Рука бойцов колоть устала”. Однако в “Бородине” один стих про конницу развернут в целую картину атаки французов (см.:

. Как работал Лермонтов. С. 32).

[33]

. Указ. собр. соч. Т. IV. С. 503.

[34]

См.:

. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М.: Современник, 1987. С. 53-54.

[35]

. Наполеон. Минск: Беларусь, 1992. С. 10.

[36]

Это, между прочим, противоречило воле самого Наполеона, написавшего в завещании: “Я желаю, чтобы мой прах покоился на берегах Сены, среди французского народа, который я так любил” (

. Указ. соч. С. 505).

[37]

Литературная позиция Лермонтова //

Статьи о Лермонтове. М.-Л.: АН СССР, 1961. С. 119 (разрядка Эйхенбаума).

Наверх