» » Биография новгородцев сева

Биография новгородцев сева

Биография Севы Новгородцева

09/07/2010


Известный радиоведущий Русской службы Би-би-си, автор легендарной музыкальной программы "Рок-посевы" и разговорных передач "Севаоборот" и "БибиСева", актер, писатель Сева Новгородцев (Seva Novgorodtsev) родился 9 июля 1940 г. в Ленинграде. Сева Новгородцев – это псевдоним, настоящее его имя – Всеволод Борисович Левенштейн.

С 1959 года - в училищном духовом оркестре (кларнет) и джазе (тенор-саксофон). С 1962 года - в Ленинградском джаз-октете, регулярно появлявшемся в молодежной телепередаче. Осенью 1962 года стажировался мичманом на базе подлодок в Североморске, играл в джаз оркестре местного Дома офицеров. После распределения попал в Эстонское пароходство (без загранвизы). С весны 1963 года - 4-й, а потом 3-й помощник (теплоходы "Кейла", "Верхоянск"), более года плавал в Европу. Весной 1964-го, во время длительного отпуска в Ленинграде (у Давида Голощекина) получил предложение работать в Ленконцерте. С большим трудом ушел с флота, поехал на гастроли аккомпанировать эстрадному певцу. В 1965-м (вместе с Д. Голощекиным) попал в джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна, который до того ходил слушать много лет. В этом составе - лауреат 1-го Ленинградского Джазового фестиваля, участвовал в записи первой пластинки. Ноябрь 1965 года - женитьба на Гале Бурхановой. В это же время - интенсивное изучение английского и работа летом 1966-го переводчиком в Интуристе.

С 1968-го - с оркестром Вайнштейна на гастролях по Союзу. Тогда же - работа с первыми ленинградскими поп-музыкантами. В 1972-м году, став ВИА "Добры молодцы" (Читинская филармония) они пригласили меня руководителем. 1973-й год - переход в Москву, В Росконцерт, долгая и изнурительная борьба с Министерством Культуры РСФСР (11 худсоветов). Декабрь 1974 года. В разгар славы и успеха заголодал по системе йогов (21 день) и, переосмыслив жизнь, бросил работу. 1975 год - лицейский город Пушкин, в бывших царских конюшнях, в танцзале на 2 тысячи человек руководил ансамблем (музыканты из "Мифов"). Под сильным влиянием жены (с которой уже был в разводе, но съехался снова) решил эмигрировать. 18 ноября 1975 года покинул Отечество. Австрия, потом Италия, случайная встреча (в курортном городке Остия под Римом) с Алексеем Леонидовым , который сагитировал пойти на Би-би-си. В Риме был вовлечен в христианскую работу, изучал научный креационизм, крестился. В начале 1977 года перебрался в Лондон.

1 марта 1977 года пришел на работу в Буш-хаус. Как и все, переводил, что выдадут (тогда, в докомпьютерную эпоху, новости-сообщения по всему зданию развозил мальчик на тележке) и зачитывал в эфир. Музыкальную передачу тогда делал Сэм Джонс (Семен Йоссман). Месяца через три начальство, зная мое музыкантское прошлое, предложили ему поделиться. Мы стали вести по очереди - неделю он, неделю я. Моя первая передача вышла 9 (10) июня 1977 года под стыдливым названием "Программа поп-музыки из Лондона" (был еще вариант недолго - "Великолепная семерка"). Месяца через два Сэм, разочарованный бибисейской зарплатой, решил уехать в Америку к дяде, делать "свой первый миллион". Так, неожиданно, я получил в наследство передачу целиком.

С 1959 по 1965 годы — совмещение работы на флоте с карьерой джазового музыканта (тенор-саксофон).

В 1965 году попал в джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна. С 1972 года — руководитель ВИА «Добры Молодцы». К тому же периоду относится взятие фамилии помполита теплохода «Верхоянск», на котором Сева плавал штурманом, в качестве сценического псевдонима.

Тhe best of «СевАлогия» с Севой Новгородцевым (2005)

А как Вы с девушками знакомились? Были какие-то методы?

До того, как я стал музыкантом, с девушками у меня ничего толком не получалось. Девчата не реагировали на тощего курсанта с тремя шевронами. И только когда я вошел в студенческий оркестр, меня туда пригласил играть на саксофоне мой приятель Давид Голощекин, ныне народный артист, как только мы начали стоять на сцене, так у саксофониста появились шансы. Девушки начали более благосклонно на меня взирать. А потом был период морского флота, где все достаточно жестко. Моряк на берегу недолго и приличные люди с ним гулять не будут.

Был единственным исключением город Рига, где с давних времен группа энтузиасток, так сказать, ловила морячков и развлекала их. А когда я бросил флот и стал гастрольным музыкантом, то там все было просто и естественно. Потому что в российской провинции девушки жили, во всяком случае, тогда, в ужасной обстановке. Кругом мужланство, грубость и с кем бы ты ни стала встречаться – это становилось всем известно. Репутация подмочена. Поэтому многие предпочитали со столичными музыкантами провести хотя бы день или два. Но знали, что девушку никто не обидит, что с ней обойдутся по-человечески. И, может быть, даже когда-то открытку пришлют. Так что, во время гастролей у меня была серия гастрольных романов. Я особо не разбрасывался, но и в монахах не ходил. 

Знаю, что Ваш дедушка, который был дьяконом, не мог сказать плохого слова о человеке. Вам этот талант тоже передался?

В нашей семье друг к другу изначально по-доброму относились. То, что воспитала христианская традиция в России – это осталось живо. Во мне это до какой-то степени есть. Я тоже стараюсь гадостей не говорить. И из этого общего настроя к слушателю сложился даже некий успех у меня на работе. Потому что, ты не себя превозносишь, а больше людям хочешь помочь, поддержать, развеселить. Они это чувствуют.

После того, как Вы сами стали отцом, отношение к родителям у Вас изменилось? Вы стали их лучше понимать?

Я к родителям всегда относился ровно. Но, когда они умерли, я стал больше понимать свою потерю. С маман у меня были легкие идеологические разногласия. Я в 17 лет уехал из дома с тем, чтобы не углублять нашего конфликта. И поэтому с матерью сохранил замечательные отношения до самой смерти. А отец у меня был ответственный работник, человек строгий, принципиальный. С ним вообще разговаривать было трудно. Потому что управленцы того времени – это была весьма суровая каста людей. С отцом я сблизился уже перед его смертью, когда он приезжал в Лондон. Рождение моего сына ничего не изменило, но сблизились семьи, потому что бабушкам и дедушкам всегда интересно с внуком поиграть.

Чему Вас научило отцовство?

Отцом я оказался неважным. Сына я любил, но с ним все время валял дурака. И не прививал никакой дисциплины. Пытался его чему-то учить, двигать, но у меня ничего не получилось. Сыну я передал только хорошее отношение к детям. Он отец троих детей, с ними он ведет себя замечательно, и дети его любят. Но не более. Потому что из-за нашей вечной трепотни у него отсутствует концентрация. Он не нацелен на проект, он не стрела. Он, как облако – растекается в разные стороны.

Вы разочарованы этим?

Это моя неудача по жизни, что с сыном ничего особенного не вышло. Но с другой стороны, он счастлив, он в хорошем браке. Они живут небогато, но всем довольны. Так что у них все получится.

Говорят, дедушки балуют своих внуков больше, чем детей. Это и о Вас тоже?

У меня трое родных внуков, но они не всегда по правилам в душу залезают. У моей жены Ольги есть дочь от третьего брака. У этой дочери своя дочь – Сашенька. Вот у нас с ней очень близкие отношения. Она приезжала к нам в Лондон, начиная с трехлетнего возраста, и выросла буквально у нас на глазах. Я ее писать учил, стихи мы вместе учили. Она сейчас снова приехала, уже практически отрок. Закончила четвертый класс, ей летом будет 11 лет. Уже высокая такая блондинка с ногой размера 37. И вот мы с ней по старой памяти, с большим удовольствием валяем дурака, разговариваем. Она мне близка, хоть не по крови.

Есть некая инструкция для приезжих –как вести себя в Англии?

С 1959 по 1965 год — совмещал работу на флоте с карьерой джазового музыканта. Входил в десятку лучших саксофонистов Ленинграда. В 1965 попал в джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна. С 1972-го года — руководитель ВИА «Добры Молодцы» и «Мифы».
После первого концерта ВИА «Добры Молодцы», из-за того, что собственная фамилия "Левенштейн" звучала неблагозвучно, в качестве сценического псевдонима взял фамилию помполита теплохода «Верхоянск» Эстонского пароходства, на котором плавал штурманом.

– А сейшны, хотя бы домашние, устраиваете с кем-нибудь?

– Нет. Это было бы с моей стороны, как говорят англичане, imposition – то есть я бы себя, Севу Новгородцева, накладывал на них и заставлял бы принимать себя как музыканта, коим в реальный миг не являюсь. Я должен быть в отношениях с ними чистым холстом. Пусть любой рисует на мне все, что хочет.

– Недавно скончался ещё единственный отличный джазмен с Би-би-си – протоиерей Сергий Гаккель, на протяжении двадцати лет бессменный ведущий религиозных программ. Расскажите о нем негусто.

– Гаккель был одним из последних представителей старой эмигрантской интеллигенции. С его уходом я на практике таких людей больше не знаю. Мягчайший джентльмен, подлинный христианин, тот, что слова дурного ни о ком проговорить не мог, добрейший до самопоражения какого-то. Готовый, получив потрясение, подставить другую щеку, как сказано в Евангелии.

– Он сыграл какую-то образ в ваших религиозных исканиях?

7 ноября 1987 г. в эфир вышел первый "Севаоборот" – еженедельная разговорная передача, которая выходила в прямой эфир по 2006 г. и по праву считалась одной из интереснейших программ Русской службы Би-би-си.

В 1988 г. появился НОРИС (Независимый Объединенный Информационный Рок‑Синдикат), который имел более двадцати отделений по всему СССР. Участники синдиката стали съезжаться на "июльку", 9 июля, день рождения Севы Новогородцева. Первая, в 1989 году, прошла стихийно, в 1990 г. ее посетил Сева Новгородцев, впервые за 13 лет после отъезда вернувшийся на родину.

Где сейчас можно найти и послушать передачи Севы?

Единственным публичным аудиоархивом и архивом текстов «Рок-посевов» является официальный сайт Новгородцева. Архив продолжает пополняться и после закрытия передачи, за счет появления неизвестных ранее записей эфиров передачи и за счет новогодних передач, записываемых Севой специально для сайта.

Также в архиве находится еженедельная разговорная передача «Севаоборот», которая выходила в прямой эфир с 1987 по 2006 год. Кто только не был в гостях у ведущих: музыканты, писатели, врачи – сотни интереснейших людей и тем!


Сева Новгородцев - автор книг "Рок-посевы", "Секс, наркотики, рок-н-ролл" и "Осторожно, люди". Лауреат премии "Радиомания 2002".


В 2005 г. он был удостоен звания Кавалера ордена Британской Империи.

Справка "Русской Германии"

Сева Новгородцев (настоящее имя и фамилия – Всеволод Борисович Левенштейн) родился в Ленинграде в семье капитана дальнего плавания. В 1957-м поступал в московские театральные институты (им. Щукина и им. Щепкина), но не был принят. В том же году поступил в ЛВИМУ (Ленинградское высшее инженерное морское училище им. адмирала Макарова, ныне Государственная морская академия).
С 1959-го по 1965 год – совмещение работы на флоте с карьерой джазового музыканта (тенор-саксофон).
В 1965-м попал в джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна. С 1972 года – руководитель ВИА «Добры молодцы». К тому же периоду относится взятие фамилии помполита теплохода «Верхоянск», на котором Сева плавал штурманом, в качестве сценического псевдонима.
В 1974 году, по собственным словам, «заголодал по системе йогов (21 день) и, переосмыслив жизнь, бросил работу». В 1975 году покинул Советский Союз. Жил в Австрии, в Италии (где принял крещение). С 1977 года живет в Лондоне.
Первая музыкальная передача С. Новгородцева на русской службе Би-Би-Си в коротковолновом диапазоне вышла 9 июня 1977 года под названием «Программа поп-музыки из Лондона». Передача (переименованная в «Рок-Посевы» с января 1991 года) выходила в течение 27 лет – до 12 июня 2004 года и принесла известность ее автору в Советском Союзе.
С 7 ноября 1987-го по 4 ноября 2006 года вел разговорную передачу «Севаоборот», большинство выпусков которой проводились в прямом эфире.
В 1995 году основал иллюстрированный ежемесячный рок-журнал на русском языке «О!», но проект закрылся по финансовым причинам (вышло три номера).
Лауреат премии «Радиомания-2002».
С февраля 2003 года выпускает ежедневную аналитическую программу «БибиСева».
В 2005 году награжден орденом Британской империи.

Наверх