Ирина Аллегрова. Женщина с прошлым, 2012 - Документальное кино
Это сегодня ее путь усыпан розами. Лучшие автомобили, лучшие номера в гостиницах, прием на высшем уровне. Она звезда, она имеет на это право. Но так было не всегда.
20 января отмечает свой юбилей одна из самых популярных российских эстрадных певиц Ирина Аллегрова. Так же, как десять и двадцать лет назад, она продолжает собирать Дворцы спорта и стадионы. Ее гастрольный график настолько плотный, что певица успевает вернуться домой лишь на пару дней и снова отправляется в дорогу.
После школы Ирина собралась учиться и в самой Консерватории, но серьезно
заболела во время вступительных экзаменов и не смогла поступить в вуз.
Впервые замуж она вышла рано, в 18 лет. Она любила одного человека, но тот
предпочел ей другую. И в отместку ему Ирина вышла замуж за молодого человека,
который давно добивался ее расположения. О своем этом замужестве она позднее
говорила так: "Я его считаю серьезной ошибкой. Сначала молодым надо пожить
вместе, почувствовать друг друга, а потом заводить ребенка". На практике у нее
получилось совсем наоборот: вскоре у молодоженов родилась дочь Лала, но крепче
их брак от этого не стал. Молодые супруги не понимали друг друга и были
вынуждены развестись. Они расстались, и с тех пор ни Ирина, ни ее дочь с этим
человеком больше не встречались.
Через два года после рождения дочери Ирина отправилась покорять Москву.
Двухлетнюю дочь Лалу она оставила на попечение матери; молодая бабушка
вынуждена была навсегда покинуть сцену Бакинского театра оперетты.
В столице Ирине удалось устроиться певицей в варьете ресторанов "Арбат" и
"Звездное небо" в гостинице "Националь". В первом она проработала год, во
втором - четыре месяца, потому что там оказалось много охотников до ее тела, а
она руководствовалась принципом: "Любовь - это одно, горизонтальное положение
- другое". Однажды ее позвал к себе известный композитор и предложил отдать
свою песню в ответ на интимные отношения. А когда понял, что этого не будет,
развел руками: "Вы певица не моего плана". Ирина говорила в одном из интервью:
"Не думаю, что сегодня расплата собственным телом - главная расплата. А вот во
времена застоя так происходило сплошь и рядом. Я получила широкую известность,
будучи уже не юной девочкой, как раз потому, что отказывала. Поймите, я не
осуждаю тех людей, которые шли на это, так же как не осуждаю женщин древнейшей
профессии, - победителей, как это ни цинично звучит, не судят. У каждого свои
понятия о достоинстве и морали. Я тоже не синий чулок, но всегда считала
отношения между мужчиной и женщиной таинством, замешенным на чувствах. А спать
с кем-то ради достижения своих целей я никогда не стала бы, хотя подобных
намеков и предложений была масса."
Несколько лет Ирина проработала в оркестре Леонида Утесова. В 1984 году она
познакомилась с молодым продюсером Владимиром Дубовицким и вскоре вышла за
него замуж.
Вторым своим крестным отцом Аллегрова считает Давида Тухманова. Дело в том, что в 1985 году совместно с ним Дубовицкий создал группу «Электроклуб», первыми солистами которого стали Ирина Аллегрова и Игорь Тальков. Группа в первые годы своего существования так и не сумела выбиться в лидеры, и ее первая пластинка (вышла в 1986 году) мертвым грузом осела на прилавках музыкальных магазинов. У группы не было ни поклонников, ни своей публики. Желание объять необъятное – совместить в своем репертуаре хард-рок, эстраду и романсы – было заранее обречено на провал. Ведь массовый зритель не любит изысков и предпочитает слушать что-то одно, и желательно повеселее. Создатели «Электроклуба» этого вовремя не поняли и поплатились собственной популярностью.
В марте Аллегрова и Тальков принимают участие во Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей "Золотой камертон" с песней Талькова "Три письма", в результате чего становятся обладателями второй премии. За все время пребывания Ирины Аллегровой на большой профессиональной сцене это означало признание ее таланта мэтрами отечественной эстрады.
В том же году Игорь Тальков покидает рок-группу "Электроклуб" и начинает свою собственную сольную карьеру, которая, как известно, спустя какое-та время внезапно обрывается для него самым трагическим и нелепым образом в Ленинграде.
Что же касается "Электроклуба", то в его состав после ухода Игоря тут же вливается сразу четыре бывших участника известной группы "Форум"' — музыканты-исполнители Виктор Салтыков, Александр Назаров, Александр Дроник и звукорежиссер Лазарь Анастасиади. Кстати, сказать, с того самого времени он и по сей день, является, можно сказать, персональным звукорежиссером Ирины Аллегровой, неизменно остающийся ей верным на всех бурных перепутьях ее творческой судьбы… На этой обновленной кадровой основе организована рок-группа "'Электроклуб-2" под эгидой того же Давида Тухманова. С этого момента и начинается беспрецедентный трехгодичный звездный марш "Электроклуба-2", день за днем побивающего все рекорды зрительского успеха. К этому времени, кстати, относится также и съемка первого видеоклипа Ирины Аллегровой на песню Туманова "Темная лошадка"...
По опросу, проведенному ТАСС в июне 1987 года, рок-группа "Электроклуб-2" занимает первое место по популярности.
В том же году на фирме "Мелодия" выходит второй диск--гигант группы "Электроклуб-2" с девятью песнями Давида Тухманова, три из которых звучат в исполнении Ирины Аллегровой, а также ее дуэт с Виктором Салтыковым "Remember Moscow". Снимается ещё ряд клипов с песнями Аллегровой — "Ворожи", "Синяя роза"...
Сольная карьера
Казалось бы, карьера восходящей эстрадной звезды Ирины Аллегровой развивается как нельзя успешнее… Но в то же время ее уже начинает тяготить пребывание в составе рок-группы, исполняющей произведения определенной стилевой направленности. Ирине же, по ее признанию, гораздо больше по душе песни более интимного, лирического плана, что в рамках "Электроклуба-2" ей делать не удавалось. Это тем более симптоматично, что как раз в это же время в ее репертуаре появляются романтически приподнятые песни популярнейшего композитора и поэта Игоря Николаева, давнего соседа Ирины по улице Цюрупы — "Игрушка" и "Мой ласковый и нежный зверь"...
Все эти "новшества", как и следовало ожидать, встречают активное сопротивление тогдашнего музыкального руководителя "Электроклуба-2" Александра Назарова, закадычного школьного друга продюсера рок-группы Владимира Дубовицкого: "Это не песни для "Электроклуба"! Это не наш репертуар!" Все явно идет к тому, что группа вступает в период неизбежного распада, как это уже не раз бывало в творческой судьбе Ирины. Гром грянет летом 1990 года в Иерусалиме, где проходят "прощальные" гастроли "Электроклуба-2", после которых группу покидают, наряду с Ириной Аллегровой, звукорежиссер Лазарь Анастасиади, барабанщик Александр Дроник, директор группы Абрам Сандлер и весь без исключения технический персонал. По словам Аллегровой: «Первый год работы с «Электроклубом» я была как бы при группе, второй – «душой коллектива», а на третий – ушла, словно кошка, которая гуляет сама по себе. Ушла, потому что не хотела идти на поводу у зрителя, петь то, что неинтересно мне, но интересно публике. И все же я благодарна «Электроклубу» за то, что этот период стал для меня переходным».
После чего Ирина, соответственно, уже на свой страх и риск начинает свою сольную вокальную карьеру, которая, как нам теперь известно, и возведет ее в итоге на самые высокие вершины отечественного эстрадно-музыкального Олимпа.
И в том же судьбоносном, узловом в ее судьбе году Ирина разводится со своим мужем и продюсером Владимиром Дубовицким. Из чего следует, что уж чего-чего, а жесткости и прямоты характера очаровательной "звезде" не занимать!.. Но так или иначе, высоко подняв над головой как знамя песню Игоря Николаева "Странник", мгновенно ставшую в ее исполнении всенародно любимым хитом, Ирина Аллегрова начинает уже свой, особый, сольный, индивидуальный звездный путь. Мало того, устремляясь в одиночное плавание, Аллегрова становится плюс ко всему еще и продюсером своих же собственных проектов. И уже к 1991 году, совершив невероятный творческий рывок, становится в нашей стране Гастролером Номер Один. Концерты с ее участием собирают стадионы и самые большие залы. Ее популярность возрастает день ото дня. Она становится непременной участницей телепрограмм "Утренняя почта", "50X50", "Звуковая дорожка"... А упомянутая песня "Странник мой" становится в исполнении Аллегровой финалистом программы "Песня-91"…
Что характерно, в течение четырех самых кризисных "послереволюционных" лет, когда разрушились практически все прежние советские структуры, включая и систему Союзконцерта, в силу чего многие наши "звезды" оказались на грани нищеты и отчаяния, Ирина Аллегрова не только не утратила своих былых завоеваний, но и поднялась на небывалую доселе высоту! "Хит - Парад ЗД "Московский комсомолец" пишет буквально следующее: "Аллегрова поколебила 18-летнюю монополию Пугачевой на звание первой певицы страны".
20-22 ноября 1992 года в СК "Олимпийский" проходят с гипераншлагами пять сольных концертов Ирины Аллегровой под названием "Не улетай, любовь". И сразу же вслед за этим - та же программа с тем же ошеломительным успехом проходит в СКК «Юбилейный» г. Санкт-Петербурга. А. Перевалова после написала: «Ирина Аллегрова – певца нашего времени, нашей потерянности и задушевности. Она помогает нам выдохнуть боль. Только Аллегрова может исполнить слезоточивые песни так, что язык не повернется иронизировать над ними. Плакальщица и заводила. Народная лицедейка. В концертной маске – она не просто в роли. Она – роль».
В том же году выходит на телеэкраны страны знаменитый клип "Суженый мой" с участием Ирины Аллегровой и Александра Домогарова.
И, наконец, почти одновременно с этим появляется и сольный диск-гигант Ирины Аллегровой под названием "Странник мой".
А "ЗД" от газеты "МК" объявляет Ирину Аллегрову лучшей певицей 1992 года.
Аллегрова ворвалась на российскую эстраду в тот момент, когда эта эстрада испытывала жгучую нехватку в профессиональных исполнительницах. Публика, заметно уставшая от прежних кумиров(Пугачевой, Ротару), с нетерпением ждала новых открытий в области вокала, и это сыграло большую роль в обретении Аллегровой популярности. Ее хрипловатый голос ( сорвала еще во время пребывания в «Электроклубе»), хулиганские повадки на сцене как нельзя точно вписывались в ожидания публики и позволили ей занять свое место в отечественной эстраде. Кто-то из критиков даже назвал ее «еще одной разбитной Пугачевой».Аллегрова в ответ на подобное заявление тогда ответила: «Алла – монстр. Ее желательно не трогать. Когда меня спросили несколько иначе – «Кто первая?», я ответила – Аллегрова, но Пугачева – над этим реестром».
Наравне с почитателями таланта этой певицы у нее всегда было достаточно и хулителей. Например, известный продюсер Евгений Фридлянд так охарактеризовал ее так называемую «сексуальность»: «У многих артистов это не более чем подыгрывание. То есть они знают, что в этом направлении нужно где-то пошевелить, чтобы вызвать у публики соответствующую реакцию. И ломятся в эту дверь, не зная, как это нужно делать. И такими представителями, на мой взгляд, И. Аллегрова и М. Распутина. То, что они вытворяют на сцене, абсолютно не сексуально, это пошло. Видимо, они сами пошлы, если считают это правильным. Это еще пережитки советской эстрады…».
В 1982 году у певицы начинается творческий застой, она не работает около года и даже подумывает о том, чтобы бросить карьеру певицы. В это время Ирина подрабатывает на дому – печет торты и разнообразные сладости. В 1982 году Аллегрова гастролирует вместе с Игорем Тальковым и Людмилой Сенчиной в составе музыкального театра Маргариты Тереховой.
А затем Ирина и Игорь участвуют в мюзикле «Сестра Керри» Теодора Драйзера на музыку Раймонда Паулса. Следующий год певица посвящает работе в варьете ресторанов «Звездное небо», «Арбат» и гостиницы «Националь». На выступление певицы отводится лишь несколько минут. Тогда же будущая знаменитость знакомится с продюсером Владимиром Дубовицким. Он, в свою очередь, приводит ее на прослушивание к автору нашумевшего хита «Ландыш» Оскару Фельцману.
Большая сцена
Ирина Аллегрова не жалеет о своей неудавшейся личной жизни
В 1990 году Аллегрова оставила «Электроклуб-2» и начала сольную карьеру. Первой её песней становится хит «Странник» Игоря Николаева. Вскоре в её репертуаре появляются новые популярные песни «Фотография», «Не улетай, любовь!», «Верьте в любовь, девчонки».
Ирина Александровна регулярно гастролирует, и на её концертах собираются аншлаги. Теперь она частый гость на телевидении и без неё не обходится ни один «звёздный» концерт. Для певицы пишут песни лучшие композиторы страны. Совместно с Виктором Чайкой Аллегрова выпускает новые хиты «Транзит» и «Бабник», на которые пишутся клипы.
В 1994-ом вышел первый компакт-диск Ирины Аллегровой под названием «Суженый мой», а в следующем году ещё один – «Угонщица». В 1996-ом начинается новый этап в творчестве исполнительницы – совместный с Игорем Крутым. В течении 3 лет плодом их сотрудничества становятся альбомы «Незаконченный роман» и «Столик на двоих».
Компиляции лучших песен И.Аллегровой (CD)
- 2002 —«Grand collection» (CD)
Неизданное: песни, не вошедшие в номерные альбомы И. Аллегровой
(посмотреть список, а также прослушать неизданные песни перейти по ссылке; для просмотра полного списка неизданных песен перейти по ссылке)
Виниловые пластинки (LP) и компакт-диски (CD) в составе различных коллективов
- 1985 — Остров детства (песни О. Фельцмана), диск-гигант (LP) — «Песочные часы», «Голос ребенка», «Я-любовь»
- 1987 — Гибкая пластинка в журнале «Кругозор» (№ 7) (LP) — «Но всё-таки лето» (дуэт с Игорем тальковым)
- 1987 — Золотой камертон (№ 1) (LP) — «Три письма» (дуэт с Игорем Тальковым)
- 1987 — День рождения (LP) — «День рождения», «Старое зеркало»
- 1987 — Золотой камертон (LP) — «Три письма» (дуэт с Игорем Тальковым), «День рождения»
- 1987 — Фото на память (LP) (в составе группы «Электроклуб-2» с Виктором Салтыковым)
- 1987 — Электроклуб (LP) (в составе группы «Электроклуб» с Игорем Тальковым)
- 1989 — Электроклуб. Песни Давида Тухманова (LP) (в составе группы «Электроклуб-2» с Виктором Салтыковым)
- 1995 — Электроклуб. Песни Давида Тухманова (CD) (в составе группы «Электроклуб-2» с Виктором Салтыковым) (переиздание)
- 1995 — Электроклуб (CD) (в составе группы «Электроклуб» с Игорем Тальковым) (переиздание)
В 1992 певица дала концерт в СК «Олимпийском», а затем выпускает
свой первый диск и магнитоальбом «Странник мой». С тех пор Ирина
становится участницей крупных мероприятий: «Славянский базар»,
«Песня года», «Утренняя почта», «50/50» и выпускает песни «Привет,
Андрей», «Свечка-свеча», «Миражи».
В 1994 году выходит первый компакт-диск Аллегровой «Суженый
мой». Налаживается и личная жизнь певицы - становится известно о
романе Ирины с танцором её коллектива Игорем Капустой. Кроме того,
певица переезжает жить из двухкомнатной квартиры в Новых Черемушках
в загородный дом.
— Как вашим родителям — известным артистам Бакинского театра оперетты?
— Мои родители — это совершенно уникальный случай. Ради семьи мама пожертвовала карьерой. Она могла стать оперной звездой, гастролировать по всему миру, а она предпочла жизнь рядом с папой — и на сцене и в семье. Но маме было ради кого жертвовать: папа был фантастическим мужчиной. Опорой, другом, красавцем мужем, идеальным отцом и дедушкой — он ведь полностью заменил Лале отца. Пример идеального мужчины, которым был отец, очень мешал мне в жизни. Потому что под его влиянием у меня сложились очень высокие требования к спутнику жизни. Настолько высокие, что я вряд ли найду такого...
— Что вы! Наверное, после развода вам поклонники прохода не дают...
— Ничуть. Видимо, чувствуют: у меня пуританское воспитание. Я меняю мужей, но не любовников. Ко мне и в детстве мальчишки боялись подходить - такой у меня неприступный вид был.
— Вы и дочь воспитали так же строго...
— Да, это правда. И неустроенная женская судьба Лалы волнует меня гораздо больше моей собственной... Она дочь звезды, и это не упрощает ей жизнь. И потом, дочь настолько поглощена сыном Сашенькой, что, по-моему, о ее замужестве больше думаю я, чем она. Если Саша чихнул — в доме трагедия. Я-то пытаюсь с ним быть пожестче, не сюсюкать: чтобы облегчить жизнь Лалы — она ведь еще и учится на режиссерском факультете РАТИ — я много времени провожу с внуком.
11 и 12 июля 2012 года И. Аллегрова приняла участие в мероприятиях в рамках международного фестиваля "Славянский базар": певица выступила с сольным концертом и участвовала в церемонии открытия фестиваля. 28 и 29 июля 2012 года И. Аллегрова - участник "Новой волны" (в день премьер прозвучала песня "Наводнение", на закрытии фестиваля - "Пролог"); также в честь певицы прозвучала "Ода Аллегровой" от И. " data-html="true">Николаева, И. " data-html="true">Крутого и И. " data-html="true">Кобзона с признаниями в любви и заслуг.
Сама Ирина Аллегрова песен не пишет. Больше всего в ее репертуаре песен " data-html="true">Игоря Николаева, Виктора Чайки, " data-html="true">Игоря Крутого, хотя она сотрудничает и с другими авторами, в том числе малоизвестными и даже из числа своих поклонников.
Клипов у певицы не так много, но каждый из них уникален в своем роде. В 1995 году был снят скандальный клип "Войди в меня" (режиссер Тигран Кеосаян, оператор Юрий Любшин). По сюжету героиня Ирины Аллегровой приходит в музей, и оживающие картины разыгрывают сцены страсти. Ни один канал так и не осмелился показать это эротическое видео в своем эфире. До этого клипы Ирины тоже были довольно откровенными, а в 1993 году Ирина вообще снялась для видеоприложения эротического журнала "Андрей". В клипе "Транзитный пассажир" (1993) ее дублерша показывалась в ванне, обнаженная и в кружеве пены, а в видео "Я тебя отвоюю" своеобразно обыгрывался библейский миф об Иисусе Христе и Марии Магдалине, вызвавший немало толков со стороны зрителей и прессы.
Ирина Аллегрова пробовала себя и в роли писателя, однако считает, что этот эксперимент не удался, и не любит об этом рассказывать. Всего были опубликованы три ее любовных романа - "Больше, чем любовь", "Райский остров" и "Теорема любви".
Семья Ирины состоит из ее мамы, взрослой дочери Лалы и внука Александра, названного в честь своего прадеда. Именно внуку Аллегрова посвятила альбом "Театр...".