Биография утёсов леонид

Утёсов Леонид Осипович - Чисто кумиры Одессы, знаменитые одесситы

«Дорогие земляки! 50 лет тому назад я был свидетелем рождения Советской Одессы. Ах, какое это было чудесное время. Я был молод, Одесса была стара. Теперь я старею, а Одесса молодеет. Но чувства мои к тебе, Одесса, неизменны. Я люблю тебя, мой чудо-город. Я горжусь тобой, мой город-герой. Я поздравляю тебя, моя Одесса-мама.

Твой сын, Леонид Утесов».

А вот фрагмент письма племяннице Юсе Молодецкой: «Я, конечно, послал поздравление одесситам, но они почему-то (редакция) не напечатали. Б-г с ними. У меня все хорошо. Работаю много и успешно. Сейчас закончил гастроли в Ленинграде, но 18-го января снова начинаю там же. Принимают меня в Ленинграде так, как в Одессе никогда не принимали. Сорок концертов в огромных помещениях, и достать билет невозможно. Никто столько не кричит об Одессе, как я, и никому она не причиняет столько огорчений, как мне. Ну, Б-г с ней. Бывают мамы, которые плохо относятся к своим детям. Одесса — мама, и я ее прощаю.

P.S. Об отношении ко мне в Ленинграде можете судить по ленинградской газете. Разве в Одессе напечатали бы?»

Возможно,  Леонид Утесов слишком болезненно относился к некоторым проявлениям характера его родного города, характера, от которого он со временем отвык. А возможно, и нет. Да, он редко приезжал в Одессу, но зато — как писал о ней! «Мать любят за то, что она мать. Город — за то, что в нем прошла прекрасная пора детства и юности. Если бы Одесса была не самым лучшим городом в мире, разве я не любил бы ее? Конечно, любил. Может быть, немножечко меньше, но любил. А так как она все-таки самый лучший город и т.д., то сами понимаете...»

Принято считать, что основной заслугой Леонида Утесова в отечественной культуре является создание советского джаза. Может быть, это и так. Но для меня, для одесситки, главное в Утесове состоит в том, что он своим творчеством всегда восхвалял наш родной город, гордился нашей любимой Одессой и тем, что он — одессит.

И самое главное то, что памятник Леониду Утесову озвучен его голосом. Голосом, к которому он сам относился достаточно критически.



Лилия Мельниченко

9 марта Одесса отмечает день рождения Утесова   Его голос помнят люди трех поколений. Он дал путевку в жизнь таким прекрасным песням, как "Полюшко-поле", "Партизан Железняк", "Тачанка", "Каховка", "Гренада", "Два друга", "Казачья". Его "Одессита Мишку" и сегодня нельзя слушать без волнения, а сцены из фильма "Веселые ребята" с участием его джаза - бессмертны. Пластинки и магнитофонные ленты с записями исполнявшихся им песен бережно хранятся во многих семейных "музыкальных фондах".

Ему писали письма не только как исполнителю популярных песен, но и как другу, и даже родному человеку. Майор И. Сальмонт пишет любимому артисту с фронта: "Но как приятно отдохнуть от пуль, снарядов, грязи, ветра в землянке той, где есть со мной мой патефон и голос ваш родной...". Крестьянка из Курганской области просит у него деньги в долг для покупки коровы. 27 марта 1945 года музыканты из джаза Макса Южного сообщают ему из Башкирии, что по пути в Уфу у них украли шестнадцать пар штанов, и они просят помощи, так как сидят без работы. (И он помог!) А солдат С. Суслов написал на конверте 23 марта 1945 года: "Народному артисту СССР Леониду Утесову", хотя это звание артист получит только через двадцать лет, весной 1965 года.

Особенно любил Леонид Осипович письма от моряков. Недаром он появлялся на сцене в форме матроса Черноморского флота.

Свою популярность Леонид Утесов принимал с радостью. Если его узнавали таксисты, он расплачивался с ними сверх нормы, если же не узнавали, платил точно по счетчику.

Юмор вообще был органической частью его натуры. Анекдоты, розыгрыши, смешные афоризмы давали ему возможность распахнуться, выразить, облегчить душу. В. Маяковский использовал в "Бане" фразу Л. Утесова: "Мы должны, товарищи, беречь здоровье старейших ответственных работников, пока они молоды". Выражение артиста: "Это, товарищи, не факт, а на самом деле" - взял на вооружение поэт Илья Сельвинский. Представляя саксофониста, решившего сочинять музыку, Утесов сказал, что он "подражает Шуберту... Только у Шуберта есть гениальная "Незаконченная симфония", а у данного товарища - не начатая". Однажды в 30-е годы на сочинском пляже загорали Л. Утесов, драматург И. Прут и знаменитый тенор И. Козловский. И вдруг сообщают: артиста В. Хенкина, известного тогда мастера сатирического жанра, выступавшего в Сухуми, укусил тарантул. "Все разволновались, - рассказывал И. Прут, - только Утесов невозмутимо сказал: "Это брехня... Если бы Володьку укусил тарантул - сдох бы тарантул!". И действительно, с Хенкиным ничего страшного не произошло.

Лазарь Вайсбейн родился 9 (21) марта 1895 года в Одессе, в многодетной еврейской семье мелкого коммерсанта (по другим данным — экспедитора одесского порта) Осипа (Иосифа) Калмановича Вайсбейна и Малки Моисеевны, в девичестве Граник. Учился в одесском коммерческом училище Файга, но был отчислен, по версии самого Утёсова, за то, что в отместку за замечание вымазал мелом и чернилами одежду учителя Закона Божьего.

Параллельно брал уроки игры на скрипке.

«Я решил взять себе фамилию, которой никогда еще ни у кого не было, – писал потом артист. – Естественно, что все мои мысли вертелись около возвышенности. Боже мой, подумал я. Утесы, утесы!» Так появился Леонид Утесов!

А в 1917-м он занял 1-е место на конкурсе куплетистов в Гомеле и в том же году организовал в Москве небольшой оркестр, с которым выступал в саду «Эрмитаж».

Бывает в жизни встреча

По окончании гастролей Утесова пригласили в театр «Юмор». Он потерял в жаловании, зато оказался в Одессе. Сезон начал в жанре эстрадного рассказчика. певец Леонид УтесовИ все было бы прекрасно, не влюбись он в ассистентку. Она оказалась женой пристава, и тот пригрозил убить артиста. Все полетело в тартарары, Утесов бежал в Херсон.


Вторая программа оркестра "Джаз на повороте" (1930) состояла из оркестровых
фантазий на темы народных песен и четырех рапсодий, написанных
И. О. Дунаевским, - Русской, Украинской,
Еврейской и Советской. По-новому зазвучали популярные мелодии "Во субботу день
ненастный", "Виют витры" и др. В дальнейшем Утесов часто включал в свои
программы джазовые интерпретации мелодий народов СССР, объясняя это так: "Если у
американского джаза негритянский фольклор, то почему у нас не может быть
грузинского, армянского или украинского?".


В 1933 году в репертуаре коллектива появляется пьеса "Музыкальный магазин"
(авторы Н. Р. Эрдман, В. З. Масс), представляющая собой ряд небольших комических
эпизодов, происходящих в музыкальном магазине в течение рабочего дня. В одной из
сцен оркестр пародировал механизированный, бездушный джаз, исполняя переложенные
Дунаевским в ритме фокстрота арию индийского гостя из "Садко"
Римского-Корсакова, "Сердце красавицы" из
"Риголетто" Верди и некоторые темы из
"Евгения Онегина" Чайковского. Успех джазовой
интерпретации классических произведений во многом определил содержание следующей
программы оркестра - "Кармен и другие", в которой комически обыгрываемые эпизоды
известной оперы сопровождались оджазированной музыкой
Бизе.

В марте 1960 года в Московском театре эстрады была представлена программа «Тридцать лет спустя».

Песня из кинофильма сыграла особую роль и в истории отечественного кино. Она была не иллюстративным материалом, не развлекательной пустышкой - она была действующим лицом фильма. Тогда это был новаторский шаг, определивший многое. Советская песня в кино в дальнейшем развивалась по пути «Веселых ребят» - песни становились знаменем фильма, выражали главную мысль, были его героями.

Многогранная личность

Личность Утесова необыкновенно многогранна - он и актер, и певец, и дирижер, и организатор, и замечательный рассказчик. В утесовском Теа-джазе были налицо все признаки театрального спектакля - невиданный доселе эксперимент, когда музыканты-инструменталисты становились актерами, увеличивалось взаимное проникновение искусств друг в друга.

Театр, танец, песня, джаз и ...цирк

Осторожность не лишняя

У многих сохраняется представление об Утесове как о неугомонном весельчаке, любителе розыгрышей, лукавом одессите, легко шедшем «с песней по жизни». Да, Утесов был удивительно жизнелюбив, общителен, доброжелателен. Но порой веселье переходило в грусть и даже в некоторую замкнутость. Тому были свои причины.

Он жил в эпоху, таившую в себе немало опасностей даже для известного, популярного в народе деятеля. Конечно, его приглашали на концерты и в Кремль, а на Лубянке даже просили спеть песни «С одесского кичмана», «Мурку», «Лимончики» и прочее. Но просьбы просьбами, а Леонид Осипович понимал, что в таких кругах осторожность не может быть лишней.

Личная жизнь

Леонид Утёсов был дважды женат: с 1914 года на Елене Осиповне Ленской (1892—1962) и с 1982 г. (в течение 2-х последних месяцев своей жизни) на Антонине Сергеевне Ревельс (1923—1997). Дочь от первого брака — Эдит Леонидовна Утёсова (1915 — 1982), была солисткой его оркестра (её муж — режиссёр Альберт Александрович Гендельштейн). Многие песни исполнял в дуэте с ней, в частности, широко известную «Дорогие мои москвичи».

Счастливый человек

На долю Леонида Осиповича Утесова выпало немало счастья. По воспоминаниям оркестрантов, Леонид Осипович был прекрасным семьянином. Его жена, Елена Иосифовна Голдина, которую он очень любил, создавала ему домашний настоящий уют и всегда прощала мужу его увлечения особами прекрасного пола. У него была обожаемая им дочь. Его окружали замечательные друзья. Он был признан, и любим народом, для которого пел и творил.

...Но жизнь неумолима. Наступила старость, которая принесла и болезни, и горькие раздумья. «Каким я был, таким я не остался», - печально говорил великий человек. В 1962 году умерла жена. 5 декабря 1966 года ему стало плохо на концерте в ЦДСА, и вскоре он распрощался со сценой. Живя на пенсии, он писал мемуары, занимался фотографией, иногда принимал друзей, очень часто слушал симфоническую музыку, особенно старые пластинки.

Леонид Утесов умер 9 марта 1982 года в подмосковном санатории «Архангельское». На его похороны, на Новодевичье кладбище пришли тысячи людей.

Фильмография:

1919 Лейтенант Шмидт борец за свободу

На сцене театра Леонид Утесов часто читал рассказы, которые
внешне выглядели как театрализованные представления. Например, во время чтения
рассказа «лекция о дамских модах» по сцене фланировали манекенщицы, поражая
зрителей нарядами из разных эпох. Утесову понравилась одна из девиц. Однако она
была замужем, причем ее мужем оказался полицейский пристав. Но это Утесова не
остановило. Узнавший о романе муж публично пригрозил артисту убить его, благо
пистолет у полицейского имелся. Чувствуя, что дело принимает серьезный оборот,
Утесов счел за благо сбежать в Херсон.

Однако на этом любовные приключения Леонида Утесова не
завершились. Вскоре из Херсона он вместе с театром отправился в Александровск и
там познакомился с молодой актрисой Еленой Осиповной Голдиной (сценический
псевдоним Ленская), которая пришла наниматься к ним в Театр миниатюр. Крыши над
головой у нее не было, и Утесов предложил ей пожить у него. Ленская
согласилась. Вскоре она стала первой официальной женой Утесова. В 1914 году у
них родилась дочь Эдит.

Я требовал от них, чтобы они были не только музыкантами, но
хоть немного актерами.

Утёсов Леонид Осипович

Несмотря на то что с женой Леонид Утесов прожил ровно
пятьдесят лет, их отношения нельзя было назвать безоблачными. По мнению многих,
их брак сохранился благодаря удивительной терпимости Елены Осиповны. У Утесова
была масса поклонниц, чья любовь к нему порой достигала фанатизма. Однажды
Утесов во время концерта упал с колосников и сильно разбился; в Одессе прошел
слух, что он погиб. И тогда одна из его поклонниц застрелилась. Жена Утесова,
зная об изменах супруга, расторгать брак не собиралась. Более того, когда
однажды она узнала, что муж и его молодая любовница встречаются зимой в плохо
отапливаемом доме, она прислала им дрова и написала своей сопернице записку, в
которой просила ее позаботиться о тепле, а то «Леня может простудиться». Хотя
бывало и другое. Например, когда Леонид Утесов увлекся молодой артисткой Марией
Мироновой, жена повела себя весьма решительно и заставила вовремя одуматься.

3 декабря 1934 года Леонид Утесов скупал по дешевке
драгоценности у дворян Ленинграда, которых в течение суток выселяли из города
после убийства Сергея Кирова.

- Там еще та история... Два одессита - некие отец и сын Амчиславские - создали Фонд-музей Леонида Утесова. Реликвии им присылали из многих стран. В результате Амчиславские прибрали к рукам абсолютно все, включая мой архив, и навсегда укатили в Америку. Этот поступок я расцениваю как плевок в душу родному городу. У таких граждан не может быть любви к Одессе. Они поживились за счет доверчивых людей, которые отдавали им бесценные раритеты. С тех пор о них ничего не известно. Правда, мы поднимали этот вопрос, даже Интерпол подключился, но вскоре дело заглохло.

- На последнем джазовом карнавале в Одессе впервые прозвучало послание Леонида Утесова родным одесситам. Интересна история этой записи...

- В свое время мы решили с племянником увековечить его голос. Дядя был не против. Он, кстати, категорически не признавал новомодные кассетные магнитофоны, поэтому наговаривал текст на свой старенький "бобинник". Записали - ему не понравилось, еще раз записали - снова не то. Устроил дядю лишь третий вариант. Его мы и прокрутили...

Получилось, что Утесов как бы ожил и поговорил с любимым городом своим неповторимым, хрипловатым и таким родным для многих слушателей голосом.

Киев - Одесса - Киев

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Вернуться назад