Диана вишнева биография

Диана Вишнева (Diana Vishneva). Биография. Фотографии

Что сулит судьба юной балерине, если со школьной скамьи она попадает в Мекку российского балетного искусства – Мариинский театр и практически сразу становится солисткой? Невиданный успех и заслуженную славу, победы на международных конкурсах и приглашения ведущих балетных театров мира. Именно это произошло с Дианой Вишневой, прима-балериной Мариинского театра.

Диана Вишнева родилась в Ленинграде 13 июля 1976 г. В шестилетнем возрасте Диана начала заниматься в хореографическом кружке во Дворце пионеров, а в 1987 г. поступила в Академию русского балета им. Агриппины Вагановой. Ее первым педагогом была Л.В. Бельская, в выпускном классе – Л.В. Ковалева.

В 1994 г. подающая надежды ученица едет в Лозанну на всемирно известный конкурс Prix de Lausanne. Это международное состязание проводится в швейцарском городе Лозанна каждый год и считается на сегодняшний день самым престижным конкурсом молодых танцовщиков всего мира. Возрастной ценз участников – 15-17 лет. Призерам предоставляется право стажироваться в одной из государственных балетных школ, сотрудничающих с Лозанной (в их числе Лондонская Королевская и Нью-Йоркская). Диана танцует в Лозанне миниатюру «Кармен», специально поставленную для нее Игорем Бельским, художественным руководителем Академии, и получает высший приз – Gold Medal. Строгость судей этого конкурса можно оценить даже по беглому исследованию списков лауреатов: четырнадцать лет до этого Золотую медаль получали только мальчики, а после – вплоть до настоящего времени – высшая награда не присуждалась.

С победы на конкурсе начинается бурный рост карьеры Дианы Вишневой. Последний год обучения она совмещает со стажировкой в Мариинском театре, где ей сразу же дают сольные партии. Еще будучи стажером, в 1995 г. она танцует партию Китри в балете «Дон Кихот». Образ этой юной Китри до сих пор невозможно забыть. По-детски угловатая, свежая своей юностью, терпкая своим неповторимым стилем… За эту роль в 1996 г. Диана была награждена призом «Бенуа де ля данс».

Еще являясь студенткой Вагановской академии, в марте 1995 г. Вишнева выступила в Торонто в гала-концерте, посвященном памяти Рудольфа Нуреева. В концерте она танцевала в паре с Владимиром Малаховым. Премьер трех известнейших мировых балетных трупп, Малахов в лице юной балерины обрел прекрасную партнершу, сотрудничество с которой будет продолжаться долгие годы.

В 1995 г. Диана закончила училище и была принята в балетную труппу Мариинского театра, где ее педагогом-репетитором стала О. Ченчикова. В это время на сцену Мариинки начинают возвращаться балеты Джорджа Баланчина, постановку которых патронирует Нью-Йоркский фонд Баланчина. Вишнева получила роль буквально в первой же со времени прихода ее в труппу премьере. Февраль 1996 г., первый показ «Symphony in C» Баланчина, Диана Вишнева танцует сольную партию в 3-й части в паре с Сергеем Вихаревым. За эту роль Диана была награждена петербургской театральной премией «Золотой софит».

В 1996 году Вишнева танцевала партию Китри на сцене Большого театра. В последующие годы ей довелось здесь исполнить ведущие партии в таких балетах, как "Лебединое озеро", "Жизель", "Спящая красавица".

В 2001 году началась международная карьера Вишневой. В качестве приглашенной солистки она выступала в Мюнхене в балете "Манон" с труппой Баварского балета, а также в Милане в "Спящей красавице" вместе с труппой La Scala.

Он исполнял партии Щелкунчика в одноименном балете, Зигфрида в "Лебедином озере" и Принца Дезире в "Спящей красавице" Петра Чайковского, Базиля в "Дон Кихоте", Солора в "Баядерке" Людвига Минкуса, Альберта в "Жизели" Адольфа Адана, Дона Хосе в балете "Кармен" Жоржа Бизе и др.

В 1995-2008 годах Вазиев занимал должность руководителя балетной труппы Мариинского театра. Во время его руководства классический репертуар театра пополнился постановками известных хореографов XX века Джорджа Баланчина, Джона Ноймайера, Уильяма Форсайта, Пьера Лакотта, Дэвида Доусона и др.

29, 30 мая 2000 г. в Москве, на сцене Театра Оперетты прошел вечер памяти Мариса Лиепы, где Вишнева с
партнером исполнили адажио из «Кармен» Ролана Пети.

Летом 2000 г. в Лондоне, на сцене театра Ковент-Гарден, проходили масштабные гастроли Мариинского балета.
Первую часть гастролей (с 12 по 27 июня) Вишнева открыла «Спящей красавицей» (с Игорем Зеленским),
а затем танцевала главную партию с «Рубинах».

Во время второй части гастролей, с 31 июля по 19 августа 2000 г., Вишнева танцевала главные
партии в «Дон Кихоте», «Спящей красавице», «Ромео и Джульетте» и «Шехерезаде».

9 ноября 2000 г. в Литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге, в рамках
проведения XXV Международной конференции «Достоевский и мировая культура», состоялся премьерный показ и
обсуждение фильма режиссера Евгения Ростовского «Кроткая» (по рассказу Ф.М. Достоевского 1877 г.). Картина
представляет собой синтез драмы и балета. Диана Вишнева исполнила заглавную роль в качестве драматической
актрисы и балерины. В фильме также снимались Фарух Рузиматов и актер Роман Жилкин.

11 января 2001 г. в Москве, в Большом театре, прошел концерт оперы и балета Мариинского театра.
Вишнева станцевала сольную партию в «Рубинах» в паре с Вячеславом Самодуровым.

30 января 2001 г. на сцене Мариинского театра состоялся творческий вечер Фаруха Рузиматова. В
вечере принимала участие Диана Вишнева, исполнившая в паре с Рузиматовым дуэты из «Бахти»
и «Кармен».

На Первом международном фестивале балета «Мариинский» в феврале 2001 г. Диана Вишнева станцевала
«Жизель» с гастролером - Владимиром Малаховым. В гала-концерте Вишнева исполнила адажио из «Манон», также
с Малаховым, и вариацию в «Пахите».

12 марта 2001 г. в Москве, на сцене Большого театра, балетная труппа Мариинки показала балет
«Драгоценности», выдвинутый на соискание театральной премии «Золотая маска». Вишнева танцевала сольную
партию в «Рубинах» с Вячеславом Самодуровым. За эту роль, а также за главную партию в «Манон», Вишнева
была выдвинута на соискание «Золотой Маски». Кроме нее, на премию были выдвинуты Ульяна Лопаткина за
сольную партию в «Бриллиантах» и Мария Александрова за Рамзею в «Дочери Фараона», но по разным причинам
эти балерины не смогли участвовать в конкурсе. Балет «Манон» также выбыл из соревнования. Вишнева,
оказавшись единственной претенденткой, получила премию за «Рубины».

В марте 2001 г. Вишнева впервые станцевала партию Никии в балете «Баядерка». Ее партнерами были Фарух
Рузиматов – Солор и Екатерина Осмолкина – Гамзатти.

Также в марте 2001 г. Вишнева участвовала в гастролях Мариинского балета в Амстердаме.
Она станцевала «Жизель» на открытии гастролей с Игорем Колбом и потом еще один раз выступила в этом балете с
Фарухом Рузиматовым.

28 апреля 2001 г. Мариинский театр показал премьеру трех балетов Джона Ноймайера (John Neumeier) -
«Весна и осень» («Spring and Fall»), «Теперь и тогда» («Now and Then» ) и поставленный специально для Мариинского
театра «Звуки пустых страниц». На премьере Диана Вишнева станцевала сольную партию в балете «Весна и Осень» и
роль Музы в «Звуках пустых страниц». В последнем балете ее партнерами были Андриан Фадеев, Илья Кузнецов и Ульяна Лопаткина.

В 2002 году Вишнёву пригласил В.Малахов танцевать с ним «Жизель» в Staatsoper (в качестве guest-star). Затем они выступали на сцене театра в Миккели, в «Спящей красавице» и па де де Чайковского в постановке Баланчина.

Неоднократно выступала в крупнейших театрах мира: в Баварской опере, в «Ла Скала», в парижском театре «Гранд Опера», в «Метрополитен-Опера», в Большом театре.

Мариинский театр набирает вес среди ведущих мировых балетных трупп. С ним начинает сотрудничество знаменитый Гамбургский хореограф Джон Ноймайер. 28 апреля 2001 г. Мариинский театр показывает премьеру трех балетов Ноймайера – «Весна и осень», «Теперь и тогда» («Now and Then» ) и поставленный специально для Мариинки «Звуки пустых страниц». На премьере Диана Вишнева танцует сольную партию в балете «Весна и Осень» и роль Музы в «Звуках пустых страниц».

В мае 2001 г. Президент подписал указ о присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства за 2000 год. Диана Вишнева получила премию за главные партии в спектаклях Мариинского театра «Спящая красавица», «Манон», «Юноша и смерть», «Шехеразада».

Летом 2001 г. Мариинский балет вновь гастролирует в Лондоне, в театре «Ковент-Гарден». Диана Вишнева танцует главные партии в «Спящей красавице», «Рубинах», «Манон», «Симфонии до мажор» и «Шехерезаде». На некоторых представлениях «Рубинов» и «Симфонии до мажор» ее партнером был премьер Большого театра Николай Цискаридзе. Об этих гастролях снимают документальный фильм «Киров-балет. Люди и танцы».

В декабре 2001 г. Диана дебютирует в театре Ла Скала в Милане: партия Авроры в «Спящей красавице» (версия Р. Нуреева). Партнер – Роберто Болле (Roberto Bolle).

В феврале 2002 г. Мариинский балет гастролирует в Вашингтоне, на сцене Кеннеди-Центра. Гастроли открываются «Спящей красавицей» с Дианой Вишневой в главной партии.

5 марта 2002 г. в Мариинском театре состоялась мировая премьера балета «Золушка» в хореографии Алексея Ратманского. В своих постановках Ратманский следует современным направлениям и в то же время не ссорится с классикой. Искренность, прикрытая усмешкой – интонация многих его балетов. Прелестное дитя, сказочная и современная, Золушка Ратманского и Вишневой – не замарашка, превращающаяся в принцессу, а – всегда принцесса, только до поры до времени неоткрытая, неувиденная. О маленькой принцессе, спрятанной внутри каждой женщины, получился этот спектакль, а Диана Вишнева в нем – то необходимое звено, которое связывает все компоненты воедино. За эту роль Диана была номинирована на «лучшую женскую роль в балете» театральной премии «Золотая маска».


С 2002 года выступает в качестве приглашенной солистки с балетной труппой Staatsoper Unter den Linden, Берлин; в репертуаре: главные партии в балетах: «Жизель» , «Баядерка», «Лебединое озеро» в редакции Патриса Барта, Ring um den Ring Мориса Бежара, «Манон» и «Спящая красавица».

21 сентября 2005 года Мариинский театр открыл 223 балетный сезон традиционным «Лебединым озером». Нетрадиционно было то, что Одетту–Одиллию в спектакле впервые на родной сцене исполняла Диана Вишнёва.

9 и 11 января 2006 года с триумфом прошли выступления Дианы с труппой Парижской оперы, где она танцевала «Лебединое озеро» в редакции Рудольфа Нуреева.

29 апреля 2006 года на новой сцене Большого театра в Москве Диана исполнила в качестве приглашенной солистки «Лебединое озеро» в редакции Юрия Григоровича. Её выступление вызвало широкое и длительное обсуждение в прессе и на балетных форумах.

31 января 2007 Указом Президента России солистке Мариинского балета Диане Вишнёвой было присуждено почетное звание Народный артист Российской Федерации за большие заслуги в области искусства.

17 сентября 2007 свой юбилейный 225 сезон Мариинский театр открыл балетом «Ромео и Джульетта» с участием Дианы Вишнёвой. А 7 октября 2007 на сцене Мариинского театра прошла премьера балета «Silenzio. Диана Вишнёва», который был поставлен Андреем Могучим и Алексеем Кононовым.

Репертуар на сцене Мариинского театра:
«Жизель» (Жизель)
«Корсар» (Гюльнара)
Grand pas из балета «Пахита» (вариация).
«Баядерка» (Никия).
«Спящая красавица» (Аврора).
«Щелкунчик» (Маша)
«Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия)
«Раймонда» (Раймонда)
«Дон Кихот» (Китри)
«Шехеразада» (Зобеида), «Жар-птица» (Жар-птица), «Видение розы», «Лебедь» – хореография Михаила Фокина
Pas de quatre (Фанни Черрито) – хореография Антона Долина
Grand pas classique – хореография Виктора Гзовского
«Ромео и Джульетта» (Джульетта) – хореография Леонида Лавровского
«Легенда о любви» (Мехменэ-Бану) – хореография Юрия Григоровича
«Аполлон» (Терпсихора), «Симфония до мажор» (III часть), Tchaikovsky Pas de        deux, «Драгоценности» («Рубины»), Ballet Imperial (солистка) – хореография    Джорджа Баланчина
«В ночи» (I дуэт) – хореография Джерома Роббинса
«Юноша и смерть», «Кармен» (Кармен) – хореография Ролана Пети
«Манон» (Манон) – хореография Кеннета Макмиллана
Spring and Fall, Now and Then, «Звуки пустых страниц» – хореография Джона Ноймайера
«Поэма экстаза», «Золушка» (Золушка) – хореография Алексея Ратманского
Steptext – хореография Уильяма Форсайта
«Диана Вишнёва: Красота в движении» – хореография Алексея Ратманского, Дуайта Родена, Мозеса Пендлтона

Диана ВишневаДиана ВишневаДиана Вишнева

Вернуться назад