София Ротару: фото, видео, новости, скандалы, биография
Село Маршинцы, где родилась певица, до 1940 года входило в
состав Румынии, что было причиной разного написания имени и фамилии
певицы. Писать фамилию на молдавский лад с буквой «у» в конце
посоветовала Эдита Пьеха. София, вторая из шестерых детей, родилась
в семье бригадира виноградарей. Из-за ошибки паспортистки,
записавшей в паспорте 9 августа, день рождения празднуется
дважды.
Музыкальные способности Софии проявились очень рано. С 1-го класса она пела в школьном и церковном хорах. «Трудно сказать, когда и как появилась музыка в моей жизни, – говорит София Михайловна. – Кажется, что она во мне жила всегда. Я выросла среди музыки, она звучала везде: за свадебным столом, на посиделках, на вечерницах, на танцах...» Ее первым учителем был отец, который и сам в молодости очень любил петь, обладая абсолютным музыкальным слухом и красивым голосом.
В школе София училась игре на домре и баяне, участвовала в художественной самодеятельности, выступала с концертами в окрестных селах. Особенно она любила домашние концерты: 6 детей Михаила Федоровича составляли прекрасный хор. В этой среде она черпала самые человечные, самые глубокие и искренние ноты для своих будущих песен. И потом, на конкурсах и фестивалях, София Ротару пела так, будто родилась с этой музыкой, чаруя задушевными интонациями неповторимого голоса. Отец верил в большое будущее дочери. Он всегда говорил: «Соня будет артисткой». И его вера давала Софии силы преодолевать все сомнения в ее призвании.
Первый успех пришел к Софии Ротару в 1962 году. Победа в районном конкурсе художественной самодеятельности открыла ей дорогу на областной смотр. За ее чарующий голос земляки одарили ее званием «Буковинский соловей». Голос юной певицы был удивительным: поражала его сила и широта, необычайная звуковая насыщенность. На областном смотре художественной самодеятельности в Черновцах в 1963 году она завоевала диплом первой степени. Как победительницу, ее направили в Киев для участия в республиканском фестивале народных талантов (1964). В столице Украины Ротару вновь была первой.
После победы на республиканском конкурсе София твердо решила стать певицей и поступила на дирижерско-хоровое отделение Черновицкого музыкального училища.
Исполнила более 400 песенных произведений, многие из которых стали классикой советской и украинской эстрады. Гастролировала во многих странах Америки, Европы, Азии и Австралии.
Червона рута – название цветка, взятое из древней карпатской легенды. Рута цветёт только в ночь на Ивана Купала, и девушка, которой удастся увидеть цветущую руту, будет счастлива в любви.
Руководителем ансамбля стал Анатолий Евдокименко. Несмотря на то, что он некоторое время работал на кафедре, у него были научные статьи, он изменил свою профессию. Безумно любя свою жену, он окончил затем и режиссерский факультет Киевского института культуры, стал режиссером-постановщиком всех ее концертных программ.
Дебютом "Червоной руты" стало выступление в Звездном городке у советских космонавтов. Именно там София Ротару и ансамбль "Червона рута" впервые заявили о себе как о незаурядных представителях целого направления советского эстрадного искусства, характерной чертой которого является сочетание в репертуаре и стиле исполнения элементов народной музыки с современными ритмами. Лишь только она закончила петь "Червону руту", как зал буквально вздрогнул от аплодисментов. Столь неожиданно теплым приемом она была чрезвычайно взволнована. Почему-то ей подумалось: если эти необычные в ее представлении люди находят радость в ее песнях, значит, она обязана петь, упорно идти избранным путем. А потом еще космонавт В. Шаталов от имени своих коллег пожелал ей больших успехов в песенном творчестве.
София лишь укрепилась в своем желании. Затем она пела на сцене Центрального концертного зала "Россия", Кремлёвского дворца и на сцене театра эстрады. Дебютируя на столичной сцене, Ротару меньше всего напоминала робкого новичка. Это был вполне зрелый мастер, уверенный в своей силе. Внешняя сдержанность певицы, не оставлявшая место для суетливости и неоправданной жестикуляции, удивительным образом гармонировала с полетом ее сверхэкспрессивного голоса. Она пела так, будто это были самые главные концерты в ее жизни. Казалось, она долго копила душевные силы, чтобы сегодня, сейчас выразить всю свою страсть, всю радость и боль без остатка. Ошеломляющая творческая "щедрость" Ротару необычайно возбуждала зрителей, вызывая горячую волну ответного чувства...
Рост популярности
Это явилось началом широкого признания Софии Ротару. Именно с 1971 года она ведет отсчет своей профессиональной творческой деятельности.
Ее авторами стали В. Ивасюк, студент музыкального училища Валерий Громцев, руководитель ВИА "Смеричка" Левко Дутковский. А заместитель директора Черновицкой филармонии Пинкус Абрамович Фалик и его жена, заслуженная артистка УССР Сиди Львовна Таль были тогда её вторыми родителями. Фалик являлся в то время одним из крупнейших администраторов с мировым признанием. Еще до войны он был продюсером известной английской певицы Джери Скотт.
Самую первую профессиональную программу "Червоной Руты" худсовет не утвердил. Тогда нужно было выдерживать определенную линию. Например, "любовь, комсомол и весна" т.е. все выступление должны были пропитывать радость, оптимизм. А она пела "Враги сожгли родную хату". Это не понравилось комиссии Министерства культуры, программу запретили. По сути, им перекрывали кислород. Спас Фалик. Он позвонил в Москву, и Червону руту, в обход всех разрешений, включили в программу "Звезды советской и зарубежной эстрады". Они попали в компанию к немцам, болгарам, чехам, югославам. В Ташкенте люди после концерта расспрашивали, понравился ли ей Советский Союз, где она так хорошо научилась петь по-русски. Оказалось, ее принимали за болгарку. Остались незабываемые и забавные, смешные случаи на концертах.
Это было в Грозном на стадионе: вышла на эстраду - стройная, в красном облегающем платье с застежкой-молнией на спине. И тут, как раз во время исполнения, "молния" лопнула. Зрители, конечно, заметили. Придерживает она платье руками, чтобы не слетело, и вдруг на сцену выбегает какой-то сердобольный гражданин с огромной булавкой. Развернул ее спиной к публике и под общее веселье спас-таки.
В 1972 году с программой "Песни и танцы Страны Советов" София Ротару и "Червона Рута" участвовали в турне по Польше.
В 1973 году в Бургасе (Болгария) состоялся конкурс "Золотой Орфей", Ротару получила на нем I премию, исполнив песню Е. Доги "Мой город" и "Птица" - песню на болгарском языке, посвященную памяти Паши Христовой, авторами которой являются Т. Русев и Д. Демьянов. Тот же год принес ей и звание заслуженной артистки УССР. Песни в ее исполнении "Кодры" и "Мой город" на молдавском языке были записаны в фильме "Весенние созвучия - 73".
На фестивале "Песня - 73" песня Е. Доги "Мой город" в исполнении Софии Ротару стала лауреатом...
Когда София Ротару выходит на сцену и начинает петь, забываешь обо всем на свете. Её прозрачный, чарующий голос проникает в душу, волнует и покоряет каждого, кто любит эстраду, любит песню. Вот стоит она перед микрофоном в свете прожектора - стройная, праздничная, словно весенняя веточка. Сколько в ней обаяния, красоты, сколько искренности и волнения, когда на прекрасном языке музыки и поэзии она доверительно делится с нами всем, что её радует и печалит...
В 1972 году с программой "Песни и танцы Страны Советов" София Ротару и "Червона рута" участвовали в турне по Польше. В 1973 году в Бургасе (Болгария) состоялся конкурс "Золотой Орфей". Ротару получила на нем первую премию, исполнив "Мой город" Е. Доги и песню на болгарском языке "Птица" Т. Русева и Д. Демьянова. 1973 год принес ей и звание заслуженной артистки УССР. Песни в ее исполнении "Кодры" и "Мой город" на молдавском языке были записаны в фильме "Весенние созвучия - 73". Песня "Мой город" стала лауреатом фестиваля "Песня-73".
В 1974 году София Ротару окончила Кишиневский институт искусств имени Музыческу и стала лауреатом фестиваля "Янтарный соловей" в Сопоте (Польша), где исполнила "Воспоминание" Б. Рычкова и "Водограй" В. Ивасюка. За исполнение польской песни из репертуара Халины Фронцковяк "Кто-то" (русский текст А. Дементьева) певица получила вторую премию. В 1975 году она стала солисткой Крымской филармонии.
Начиная с 1970-х годов песни в исполнении Софии Ротару постоянно становились лауреатами "Песни года". Они создавались в содружестве с лучшими композиторами и поэтами страны. Арно Бабаджанян написал для нее "Верни мне музыку", Алексей Мажуков - "А музыка звучит", Павел Аедоницкий - "Для тех, кто ждет", Оскар Фельцман - песню "Только тебе", Давид Тухманов - "В доме моем" и "Вальс", Юрий Саульский - "Обычную историю". София Ротару была первой исполнительницей песен композитора Евгения Мартынова, таких как "Лебединая верность" и "Баллада о матери". Долгие годы творческого сотрудничества связывают певицу с композитором Владимиром Матецким. Начало этому сотрудничеству положила песня "Лаванда", написанная В. Матецким в 1985 году для ее дуэта с Яаком Йоалой и до сих пор не потерявшая своей популярности. За "Лавандой" последовали "Луна, луна", "Было, но прошло", "Дикие лебеди", "Хуторянка", "Засентябрило", "Лунная радуга", "Звезды как звезды" и многие другие.
За время пребывания на эстраде, София Ротару уже
успела сняться в фильмах, не будучи
профессиональной актрисой: "Песня будет среди нас" (1974),
"Вас приглашает София Ротару" (1985), "Монолог о
любви" (1986), "Золотое сердце" (1989), "Караван
любви" (1990), "Новые песни о главном" (1996), "10
песен о Москве" (1997), а также сыграла главные роли в художественных
фильмах "Где ты, любовь?" (1980, фильм получил приз на
ВКФ в Вильнюсе в 1981 г.) и "Душа" (1981). Она продолжает
сниматься во многих Новогодних мюзиклах и делает
это с большим успехом!
В 80-е Ротару так же активно дает концерты, а вместе с тем снимается в кино, причем, на экране не только поет, но и исполняет все трюки самостоятельно. В это время она сильно болеет, но не перестает гастролировать. Из-за сильной худобы певицы о ней начинают ходить ужасные слухи, что якобы она больна астмой и скоро умрет. Вместо этого – не дождетесь! – Ротару делает то, о чем мечтает уже давно. О этом мечтают многие, но в Советском Союзе это невозможно – певица выпускает музыкальный альбом на западе, в Канаде. За это ее наказали – на пять лет она и ее группа «Червона рута» стали невыездными. Но через некоторое время и наградили. В 1983-ем году Ротару стала народной артисткой Молдавии.
Во второй половине 80-х София Ротару пробует себя в новом имидже – она начинает сотрудничество с композитором Владимиром Матецким, и в ее музыку добавляются элементы рока. С тех пор у нее появляется несколько новых прочных суперхитов, такие как «Луна, луна», «Хуторянка», «Золотое сердце», «Этого мало» и др. Ее популярность взмывает до небес. В 1988-ом году София Ротару становится народной артисткой СССР. Казалось бы, она на вершине. Однако, именно в это время с певицей происходит то, что позже в интервью она будет называть «самым большим предательством в своей жизни». От нее в полном составе уходит группа «Червона рута». В одном из интервью София Ротару на вопрос журналиста: «Когда-нибудь Вам было по-настоящему страшно?» ответила: «Когда меня предали. Это было связано с коллективом «Червона рута», который Толик (А. Евдокименко) в своё время организовал. Это был пик популярности, когда нас носили на руках, когда на концертах машины поднимали. Ребятам показалось, что они могут рассчитывать на успех и без меня, что я неправильно к ним отношусь, не тот репертуар, что они получают мало денег… Они собрались и решили, что мы им не нужны. Они ушли со скандалом и с именем «Червона рута»».
София Ротару была замужем за Анатолием Евдокименко, который выполнял обязанности руководителя ансамбля «Червона рута», был постановщиком и организатором всех концертных программ артистки. Будущий муж впервые увидел свою возлюбленную на обложке журнала «Украина» в 1964 году. Молодой человек также пылко увлекался музыкой, окончил музыкальную школу, был трубачом и мечтал о создании ансамбля. Это подвигло Анатолия отыскать Софию, которая, по его мнению, прекрасно бы подошла на роль солистки нового коллектива.
В 1968 году Ротару вышла за Евдокименко замуж, отправилась вместе с ним в Новосибирск, где он должен был проходить студенческую практику. Там она работала преподавателем и вместе с мужем выступала в местном клубе «Отдых». Через два года в их молодой семье появился сын Руслан.
В 1976 году Ротару было присвоено звание "Народная артистка УССР", а также певице присуждена премия Ленинского коммунистического союза молодежи Украины им. Островского. А в 1977 году она стала лауреатом премии ЦК ВЛКСМ за альбом "София Ротару поет песни Владимира Ивасюка".
18 мая 1979 года при загадочных обстоятельствах уходит из жизни Владимир Ивасюк, композитор, песни которого сумели когда-то сделать из Ротару самобытную, ни на кого не похожую певицу.
В 1980 году за песню "Обещание" певица становится обладательницой первой премии на Международном конкурсе в Токио. В этом же году певица была приглашена на главную роль в художественный фильм "Где ты любовь". А чуть позже вышел двойной альбом с песнями из этого фильма. Песня "Красная стрела" стала легендарной.
В 1981 году выходит фильм А. Бородянского "Душа", с Софией Ротару в главной роли.
В 1983 году, став на пять лет невыездной, актриса дала 137 концертов в колхозах и совхозах страны, за что колхоз "Россия" и Министерство культуры Молдавской ССР выдвинули Ротару на соискание Государственной Премии СССР. А в конце года она получила звание "Народная артистка Молдавии".
В 1985 году за альбомы "София Ротару" "Нежная мелодия", как самые продаваемые пластинки года, получила "Золотой диск" от Всесоюзной фирмы "Мелодия".
1986 год стал для певицы переломным. Нельзя сказать, что она и раньше, время от времени, не пробовала себя в других стилях. Например, песня Р. Рождественского "Родина моя" была исполнена в стиле РЭП, а песня А. Пахмутовой "Темп" в стиле Хип-хоп. В 1981 году на экраны вышел фильм А. Бородянского "Душа", в котором София Ротару предстала как рок исполнительница. Постепенно песен фольклорного характера в репертуаре певицы становилось все меньше и меньше. Альбом "Монолог о любви" (1986г.) стал последней работой Ротару с украинскими композиторами, пишущими в народном стиле. Пути Софии Ротару и ансамбля "Червона рута" разошлись. Ансамбль вернулся к украинской песне, Ротару стала искать новое направление для своего творчества. В этом смысле встречу Софии Ротару с Владимиром Матецким можно назвать судьбоносной. Уже первые работы "Лаванда" и "Луна луна" произвели фурор среди поклонников певицы. Вскоре вышел их первый альбом "Золотое сердце", где певица попробовала себя и в стиле евро-поп ("Было, но прошло", "Луна"), и в хард-роке ("Время мое", "Только этого мало") и т.д. Этот творческий союз продлился более 15 лет, неизменно радуя поклонников чудесными песнями. А приглашение к сотрудничеству балета А. Духовой "Тодес" существенно украсил и обогатил концертные программы певицы.
03.08.2008