Биография яна гуса

Эхо Москвы

Наталия Басовская

А.ВЕНЕДИКТОВ – Наталья Басовская в студии – добрый день, Наталья Ивановна!

Н.БАСОВСКАЯ – Добрый день!

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот Ян Гус – это фигура, в отличие от многих фигур, которые мы с вами обсуждали, фигура, которой в школьном учебнике, средневековье…

Н.БАСОВСКАЯ – Есть.

А.ВЕНЕДИКТОВ – В мое время в 6 классе – аж два параграфа уделено.

Н.БАСОВСКАЯ – Да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Т.е. это такой… такое знамя марксизма-ленинизма. В свое время, в свое время.

Н.БАСОВСКАЯ – Марксизм-ленинизм подхватил его, а он действительно – вот я предложила в название вынести эти слова, «Человек-знамя» — о нем написано море книг, и в редкой книге не скажут: «его имя стало знаменем массового освободительного движения в Чехии» — в марксистское время еще антифеодального движения в Чехии – стало знаменем Гуситских войн. И действительно, стало. И бывает так, что вот какой-то такой постоянно действующий эпитет к человеку присоединят, но это не так. В данном случае все в соответствии с нашей программой, как мне кажется. Все так. Все так.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Редкий случай.

Н.БАСОВСКАЯ – Пожалуй, да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, как говорили в школьных учебниках истории, родился в бедной семье.

Н.БАСОВСКАЯ – И это так. Все правда. И поэтому что такое Ян Гус, и в чем можно видеть его какую-то, ну, самость в исторической памяти, мне хотелось бы сегодня это постараться сказать. Во всякой случае, предложить такую версию. Его личность, его личная жизнь, она действительно в истории осталась несколько одним боком – вот таким ярким, протестным, знаменем он стал не случайно.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Не человек, а знамя. Ну, не человек, а знамя.

Н.БАСОВСКАЯ – Но где-то ведь был человек?

А.ВЕНЕДИКТОВ – Давайте посмотрим.

Н.БАСОВСКАЯ – Давайте его поищем. Он на самом деле родился… но сначала еще два слова, прежде чем родился. Чем еще он знаменит? Тем, что погиб мученически, о чем было сказано, в 1415 году, отказавшись отречься, иначе его помиловали бы, стал знаменем освободительной борьбы чешского народа – это все так – и безмерно – беспрецедентно – критиковал католическую церковь. Большего врага у католической церкви, я думаю, по сей день, чем Ян Гус, нет. Как это с ним случилось? Он на самом деле родился в бедной семье, в крестьянской семье, в 1371 году. Одно время предлагали 69-й…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да.

- Кого называли Великим инквизитором?

- Кого из известных вам исторических личностей
инквизиция приговорила к страшной казни -
сожжению на костре?

III. Сообщение темы, плана, цели и задач урока.

(Учащимся раздаются памятки для характеристики
исторического деятеля, в конце урока они
стараются охарактеризовать Яна Гуса)

Памятка для характеристики исторического
деятеля

1. Имя исторического деятеля. В какое время
он жил (если возможно, установи точную дату)? К
какой общественной группе (сословию, классу) он
принадлежал?

2. Если возможно, опиши его внешность, черты
характера.

3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он
действовал? Каким путем добивался своей цели?
Установи по делам, поступкам, какие сильные и
слабые стороны характера проявились в его
деятельности.

4. Оцени результаты его деятельности: для
государства, народа, живущих рядом с ним людей,
для развития культуры.

5. Какие дела и поступки вызывают ваше
уважение к нему, какие - неодобрение?

Вскоре, с отличием окончив низшие ступени обучения, Ян Гус становится слушателем факультета свободных искусств в том же Пражском университете. В 1393 году он становится бакалавром богословия, а еще через несколько лет, в 1396 году получает степень магистра свободных искусств.

Профессора, которые читали им лекции, считали Яна Гуса посредственным и бесперспективным учеником. Но это не помешало ему по окончании обучения стать преподавателем в своей альма-матер. Специальностью его, конечно же, стало богословие. А затем – должность декана. А немного позднее – должность ректора.

Как же стало возможным то, что простой паренек из бедной крестьянской семьи возглавил один из самых известных и уважаемых университетов Европы? Ответ на этот вопрос кроется, прежде всего, в честолюбии и целеустремленности Яна Гуса. Если уж цель поставлена – то к ней нужно стремиться во что бы то ни стало!

Параллельно с ректорскими обязанностями Ян Гус читал проповеди в Вифлеемской церкви. Именно в то время (1409-1410-е годы) ему довелось ознакомиться с книгами Джона Уитклифа – знаменитого английского реформатора, даже имя которого в Чехии находилось под запретом. Его взгляды пришлись по душе Яну Гусу. В своих проповедях, на которые всегда собиралось не менее 3 тысяч человек, он открыто, во всеуслышание осуждал нравы духовенства, называл их развратными. «Единственным источником веры, - говорил Ян Гус, - можно считать только Священное Писание». Он внушал мысль о том, что продажа церковных должностей, плата, взимаемая церковью за таинства, - противоречит Священному Писанию. А так как «власть, открыто нарушающая Заповеди Бога, не может быть признана им». Таким образом, Ян Гус открыто высказывал весьма крамольную мысль: Церковь и духовенство – это одно, а Бог и вера – совсем другое.

Примечателен тот факт, что, с одной стороны осуждая Церковь, Ян Гус с другой стороны причислял себя к ней, назвал себя её членом и служителем.

Достоверно известно, что степень бакалавра свободных искусств Гус получил в 1393. В следующем году он приобрел степень бакалавра богословия, еще два года спустя, в 1396, был уже магистром свободных искусств. Дальше этого Гус не пошел. Он не добивался степени доктора богословия и на всю жизнь остался магистром.

Проповеди и атака на католическую церковь

С 1398 Гус преподавал богословие в Пражском университете, в 1401-1402 был деканом факультета свободных искусств, в 1402-1403 и 1409-1410 – ректором университета. С 1402 года Ян Гус стал проповедовать в специально построенной Вифлеемской часовне (Прага), которая превратилась в центр распространения реформаторских идей. Именно в это время друг Яна Гуса Иероним Пражский привез из Оксфорда сочинения Джона Уиклифа, запрещенного в Чехии. Гус попал под влияние идей Уиклифа и открыто объявил себя сторонником его учения. В своих проповедях Гус осуждал развращенность клира и обличал нравы духовенства, призывал лишить церковь собственности, подчинить ее светской власти, требовал реформы церкви, выступал против немецкого засилья в Чехии вообще и в Пражском университете в частности. Эта критика импонировала шляхте, мечтавшей захватить церковные земли и богатства. Проповеди Гуса отвечали и требованиям бюргерства, стремившегося к «дешевой» церкви. Кроме этого, король Вацлав IV стал на сторону Гуса и в 1409 году подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в чешское учебное заведение. Руководство университетом перешло в руки чехов, немецкие магистры его покинули. Но Пражский университет из международного центра превратился в провинциальное учебное заведение.

Чтобы распространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа. Хорошо известен его латинский труд «Чешская орфография». Именно он добился передачи каждого звука речи отдельной буквой: он разработал диакритические знаки (те, что пишутся над буквами).

В 1403 немецкая партия сделала решительный выпад против Гуса. Профессор Пражского университета Иоганн Хюбнер выбрал из сочинений Уиклифа 45 статей, которые свидетельствовали о еретических взглядах английского проповедника. В университете состоялся диспут, на котором некоторые магистры, близкие Гусу, вступились за Уиклифа, но сам Гус лишь сказал, что многие извлечения неверны. Немецкие профессора в то время имели три голоса, а чешские лишь один, поэтому 45 статей были признаны доказательством ереси Уиклифа.

Биография яна гусаВеликий раскол. Обсуждение вопроса об индульгенциях

Пражский архиепископ, несмотря на симпатии к личности Гуса, прислушался к мнению большинства духовенства и запретил ему проповедовать на церковных съездах, а затем и священствовать. В 1409 собрался Пизанский собор, который должен был ликвидировать Великий раскол, но к двум соперничавшим папам лишь добавился третий. Церковь в Чехии встала за одного, а король за другого. Реформаторы поддержали короля, что привело к преобразованию университетского устава: теперь уже чешская нация получила три голоса, а все остальные вместе лишь один. Немецкие профессоры и студенты стали уезжать из Праги в Германию, Гус снова был избран ректором. В 1410 непризнанный чехами папа издал буллу с осуждением Уиклифа. Архиепископ потребовал сожжения сочинений Уиклифа, а университет устроил диспут, на котором Гус объявил, что требовать сожжения философских, математических и других (не богословских) книг Уиклифа могут только невежды. Архиепископ отлучил Гуса от церкви, ему было запрещено преподавать в университете, но в поддержку Гуса выступило множество народа, за него заступился сам король, который настойчиво просил архиепископа поддержать Гуса перед римской курией, но в 1411 архиепископ умер. В 1412 папа Иоанн XXIII объявил крестовый поход против своего врага, короля Владислава Неаполитанского, поддерживавшего антипапу Григория XII, и выпустил буллу, в которой объявлялось отпущение грехов всем, кто будет содействовать папе. В Праге булла об индульгенциях вызвала бурные споры, которые проходили и в церкви и на улицах. По приказу короля пражский магистрат казнил трех молодых чешских ремесленников, которые в церкви особенно громко возмущались продажей индульгенций. Гус заступился за них, но казнь состоялась. В Праге начались волнения, казненных провозгласили мучениками. Гус в университете публично осудил индульгенции и обратился за поддержкой к королю Вацлаву, но король прислушался к тем, кто обвинял Гуса в подстрекательстве к волнениям. Гус был отставлен с поста ректора, был объявлен интердикт над Прагой и любым другим городом, где бы ни поселился Гус. Гус в октябре 1412 удалился в замок Козийградек (Южная Чехия) к одному из своих друзей и сторонников, где продолжал проповедовать. Здесь он написал по-латыни трактат «О Церкви», всецело основанный на трудах Уиклифа. Другие произведения 1412-14 написаны Гусом на чешском языке и сыграли большую роль в становлении этого языка как литературного.

Констанцский собор

– Отчасти. Он любил чешский язык, частично реформировал тогдашнее правописание, а в его проповедях слышна критика того, что он считал чрезмерной экспансией немцев, – отмечает чешский историк Радомир Малы.


Ян Гус  (чешск. Jan Hus, 1369/1371, родился в селе Гусинец в южной Богемии — 6 июля 1415, Констанц) — национальный герой чешского народа, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Был священником и некоторое время ректором Пражского университета. 6 июля 1415 в Констанце был сожжён вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала гуситские войны (1419—1434).

Ян Гус родился в 1369 г. (по другим сведениям, в 1371) в селе Гусинец в южной Богемии, в семье крестьянина. В 1393 г. окончил Пражский университет, в 1394 г. там же стал бакалавром теологии, в 1396 г. получил степень магистра свободных искусств, с 1401 по 1402 г. был деканом факультета свободных искусств, а в 1402—1403 и 1409—1410 занимал должность ректора. В 1402 г. Гус был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке.

Еще в студенческие годы Гус попал под влияние известных деятелей реформаторского движения (в частности, Яна Милича и Матвея из Янова), которое зародилось в Чехии к концу правления (1346–1378) императора Карла IV и стало весьма заметным к 1400. Гус примкнул к этому движению и сделался пламенным его приверженцем. Его роль в спорах и полемике относительно церковной реформы оказалась столь значительной, что уже в скором времени Гус стал признанным вождем сторонников реформ. Настоятельная необходимость их проведения признавалась всеми, однако мнения о ее глубине и средствах осуществления расходились. Поначалу между проповедниками реформ и церковными властями не было разногласий, и часто они работали сообща. В ряде случаев архиепископ Пражский приглашал Гуса выступать с проповедями перед собранием клириков и вносить предложения о том, как исцелить язвы, поразившие общество и церковь. Но когда вдобавок к своим собственным идеям Гус начал проповедовать учение Джона Уиклифа, высшее церковное начальство от него отвернулось..

В 1409 г. папа издал буллу против Гуса, позволившую архиепископу пражскому, противнику реформатора, предпринять против него карательные действия. Проповеди Гуса были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. Однако власти поддержали Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти.

С 1411 г. в Чехии усиливаются дискуссии вокруг института индульгенций. Гус выступал как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов. В 1411 архиепископ пражский торжественно провозгласил церковный запрет против Гуса и пригрозил всем местностям, которые его укроют, интердиктом (отказом в праве совершать богослужения). В 1412 в Прагу были направлены папские эмиссары для сбора денег (посредством продажи индульгенций), которые предназначались для объявленного папой Иоанном XXIII крестового похода против короля Неаполя Владислава. Проповеди Гуса и его сторонников против индульгенций и последовавшие за ними народные выступления явились последней каплей. Новое послание еще более ужесточило церковный запрет и угрожало приостановкой богослужений в Праге. Тогда Гус обосновался в замках своих последователей вблизи Праги.

В октябре 1414 он, положившись на слово императора Сигизмунда, который гарантировал его безопасность и дал в сопровождающие чешских дворян, выехал на собор в Констанце, надеясь, что ему удастся оправдать свое учение и деятельность. Но вскоре после прибытия в Констанц Гус был взят под стражу. Состоялись три заседания, на которых Гус пытался утверждать, что многие предъявленные ему обвинения не соответствуют действительности, и он ничего подобного не утверждал (так, он не разделял учения Уиклифа о т.н. «реманенции», т.е. сохранении сущности хлеба и вина при евхаристии в неизменном виде), другие подверглись искажению (так, утверждалось, что Гус говорил о неспособности клириков, обретающихся в смертных грехах, совершать таинства, но при этом опускалось важное добавление: «надлежащим образом»). Практика же причащения мирян и хлебом, и вином, а не одним только хлебом, еще не была окончательно, на уровне официального учения церкви, отвергнута и осуждена. Выдвинутое в трактате «О церкви» учение о Христе как о главе церкви и о том, что церковь представляет собой «совокупность избранных», также могли быть объявлены еретическими лишь при очень необъективном рассмотрении. Гусу предложили отречься от своего учения, и это спасло бы ему жизнь, однако он возразил, что не может отрекаться от того, чего не утверждал. Тогда его, как неисправимого еретика, приговорили к сожжению заживо на костре, что и было исполнено здесь же, в Констанце, 6 июля 1415. Известие о его казни и о предательстве императора вызвали в Чехии взрыв возмущения и новый подъем национальных чувств. 452 представителя высшей знати, собравшиеся в Праге в начале сентября 1415, подписали протест, который был направлен собору. То был пролог гуситских войн и начало продолжавшейся столетиями борьбы Чехии за религиозную и политическую свободу

Смерть Гуса стала одним из поводов Гуситских войн, которые вели его сторонники (гуситы) против Габсбургов и их сторонников. Радикальные гуситы ("табориты"), требовавшие религиозной реформы, потерпели поражение, умеренные гуситы ("чашники") перешли на сторону католиков, поэтому Реформация в Чехии не состоялась.

До сих пор католическая церковь не реабилитировала Гуса. Несмотря на это, в преимущественно католической Чехии Гус пользуется уважением, существуют памятники, музеи и улицы, носящие его имя. Кроме того, в 1918 г. возникла Чехословацкая гуситская церковь, имеющая в настоящий момент около 100000 сторонников и поддерживающая экуменические отношения с Католической церковью.

Список литературы

  1. Богданов В.К. Западноевропейские войны. М. 1989 г
  2. Виппер Р.Ю. История Возрождения и Нового времени. М., 1996 г.
  3. Виппер Р. Ю. История Нового Времени.: М, 1999 г.
  4. Всеобщая история государства и права / Под ред. К. И. Батырева.: М, 1999 г.
  5. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: М, 2001 г.
  6. Левина М. И. История становления и развития парламентских процедур в Англии 17 – нач. 19 вв.: М, 2000 г.
  7. Мальков В.П. История Англии. М.,Прогресс. 1988 г.
  8. Сеньобос Ш. Политическая история современной Европы. Спб. 1993 г.
  9. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В двух томах под ред. Н. А. Крашенинниковой: М, 2003 г.
  10. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права: М, 1996 г.
Вернуться назад