Защита дипломной работы
Вот и готов результат многомесячного труда – дипломная работа. Она не только написана в соответствии с требованиями учебного заведения, но и отрецензирована, на неё имеется положительный отзыв. Осталось сделать последний шаг на пути к Диплому: подготовить доклад и защитить свою работу. Для успеха необходимо знать, как это сделать.
- Отзыв научного руководителя (положительные стороны и недостатки работы);
- Рецензия (положительные стороны и недостатки работы);
- Соответствие требованиям оформления, выдержанность структуры работы;
- Введение и заключение работы;
- Содержательность основной части дипломной работы,
- что было сделано в первой главе дипломной работы. Здесь хорошо бы (но не всегда обязательно) привести название главы;
- выводы, сделанные по первой главе;
- что было сделано во второй главе и соответствующие выводы. И так по всем главам;
Далее идет информация (1-1,5 стр.), которую можно взять из заключения диплома:
- ответы на поставленные выше задачи;
- общий вывод по всей дипломной работе;
- очень коротко, что конкретно было предложено дипломником и что это дает;
- заключение о достижении указанной цели диплома;
- несколько слов о перспективах и свое мнение по теме.
Завершается все стандартной фразой: «Доклад окончен. Спасибо за внимание.»
По ходу рассказа о том, что было сделано в каждой главе дипломной работы, можно ссылаться на рисунки, графики, таблицы - мол, это показано на рисунке таком-то. Перед докладом все эти иллюстрации нужно распечатать в 2-3 экземплярах на отдельных листах и разложить перед комиссией (сам доклад к диплому раскладывать не нужно) - это называется «раздаточный материал». Больше десяти картинок печатать не следует.
Вот и все - доклад к защите диплома готов.
В последнее время все чаще вузы проводят защиту дипломных с применением новых технических средств. И от дипломников требуется не обычный доклад, зачитанный по бумажке и, может быть, подкрепленный т.н. раздаткой, а презентация на основе PowerPoint. Иногда требуют и то, и другое - и доклад к защите диплома, и презентацию.
В принципе, обе формы представления результатов дипломной работы, равноценны. Но есть и некоторые принципиальные различия, обусловленные, прежде всего, техническими возможностями пакета PowerPoint.
1. Что бы вам задавали вопросы не потому что нужно что-то задать, а именно по вашему диплому. Что бы препад не по своему предмету какой-то бред спрашивал, а ему было интересно что-то больше узнать по вашей работе.
2. Ведь вопросы задавать все равно будут и в ваших интересах их запрограммировать. Для этого рассказываем интересно, а так же используем раздаточный материал. Об этом читаем отдельный пост
- Вас остановят на пол пути к «Нью-Васюкам» и закроют данный вопрос, как положительный.
Четвертое. Я не буду писать о той банальщине, что обязательно надо скинуться на цветы, «стол» и подарки членам комиссии.
Реально видел и увеличение и уменьшение среднего балла оценок из-за такого «пустяка».
Если это официально не практикуется, тогда должны прийти мама, бабушка, «крестная», которые лично «поблагодарят» преподавателей за «обучение дочки, сына, внука, зятя…».
Причем, ссылаясь на «нехватку времени», они это делают до «защиты» а не после.
Не забудьте о секретаре ГЭКа!!! Это ПЕРВЫЙ человек в ГЭКе. Который, кстати, может совершить непоправимую ошибку как в нужную, так и в ненужную сторону.
Секретарь экзаменационной комиссии лучше всех знает, «как, кто, сколько и чего…».
Секретарем ГЭКа назначают «опытного» преподавателя, который «умеет наладить контакты со студентами» и «умеет брать от них благодарности».
Потренируйтесь выступать. Или найдите в вашем городе «Тренинг по ораторскому искусству». Не так уж это и дорого, зато защита будет «на отлично».
Удивительно, но работает. Феномен во многом объясняется тем, что не все внимательно следят за содержанием дискуссии и далеко не все достаточно компетентны в данном вопросе. А внешне, со стороны это выглядит вполне пристойно.
После доклада Вам будет предоставлена, так же возможность ответить на замечания руководителя и рецензента.
Начинайте с комплимента.
Поймите: члены аттестационной комиссии в редких случаях стремятся завалить дипломника, и для этого нужны очень веские основания (например, проблемы в поведении самого дипломника, какие-то личные взаимоотношения и т.п.). Чаще всего дипломника стремятся просто разговорить, понять, как он сам понимает то, о чем написал в своей дипломной работе, как видит применение ее материалов в практической деятельности, какой опыт организации уже имеют на этот счет и т.д.
Также вполне возможно, что члены аттестационной комиссии не все поняли в дипломной работе по Вашему выступлению и задают вопросы, чтобы уточнить ее отдельные положения. Даже если вопрос вдруг покажется Вам резким или обидным, не показывайте этого комиссии, ведь люди разные и манера общения со студентами у преподавателей также бывает неоднозначна. Ваша задача правильно ответить на вопрос, а не демонстрировать свое настроение.
3. Оформление дополнений. Здесь описаны простые но важные правила, которые научат вас правильно оформлять дополнения и давать на них ссылки в тексте.
4. Последние штрихи и подготовка дипломной работы к печати. Здесь поговорим о том, как навести общий порядок в работе. Дело в том, что как бы вы не старались вы все равно обнаружите какие либо недочеты в тексте своей работы уже после печати. Чтобы свести количество ошибок к минимуму я написал этот материал.