Психологическая готовность к школе
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - один из важнейших этапов психологического развития в период дошкольного детства.
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым отношениям со взрослыми и сверстниками. К моменту поступления в школу ребенок должен обладать определенным уровнем общего развития. Это и интеллектуальное развитие, и компоненты личностной готовности, и наличие предпосылок учебной деятельности, произвольность.
Проблема психологической готовности детей к школе является комплексной. Чтобы удовлетворять требованиям современной школы, нужны и знания, и умения, и желание учиться, и способность устанавливать содержательные контакты с учителями и сверстниками и многое другое; целый набор психологических свойств и качеств.
Наиболее целесообразно готовность к школе рассматривать на трех уровнях: морфофункциональном, умственном и личностном развитии. Все указанные уровни составляют область потенциальных свойств, которые свое выражение находят непосредственно в результатах деятельности, знаниях, умениях, поступках, активности, эмоциональных переживаниях, то есть в актуальных свойствах.
Психологические исследования показали, что обучение с шести лет возможно только при наличии психологической готовности ребенка к школе. В противном случае обучение шестилеток наносит существенный ущерб их психическому развитию. С шестилетками, не готовыми к школе необходимо заниматься по специальным развивающим психологическим программам, и лишь по истечении года начинать их обучение с семи лет. По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.
Существенная перестройка внутренней позиции детей при переходе от дошкольного возраста к школьному отражается на структуре мотивационной сферы. Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребёнок отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно- учебной деятельности в целом и особенно к тем её сторонам, которые непосредственно связаны с учением.
Тест "Персонификация мотивов"
Выявляет наиболее значимые мотивы для обучения ребёнка в школе.
Система мотивов:
- Учебно – познавательный (познавательная потребность)
- Социальный (понимание общественной необходимости учения)
- "Позиционный" (стремление занять новое положение в отношениях с окружающими)
- "Внешний" по отношению к учебной деятельности (подчинение требованиям взрослых, приобретение формы и школьных принадлежностей и т. п.)
- Игровой
- Мотив получения высокой отметки
Вывод: Недостаточная развитость мотивов, связанных с содержанием учения и его общественной необходимостью, обещает неблагоприятный прогноз успешности обучения. Аналогичная картина вырисовывается и при высокой развитости игрового мотива, в результате чего для ребёнка основным содержанием школьной жизни становятся не уроки, а коллективные игры, игры на уроке, стремление уйти домой. Наиболее благоприятное сочетание: учебный – социальный – позиционный/ учебный – социальный – игровой/ учебный – социальный – получение высокой отметки. При несформированности мотивации к обучению: внешний – игровой – отметка/ внешний – игровой – позиционный.
Инструкция к проведению
Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Дети разговаривают про школу.
Первый ребёнок сказал: "Я хочу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил".(картинка 1).
Второй ребёнок сказал: "Я хожу в школу, потому что мне нравиться учиться, уроки делать. Даже если бы школы не было, я бы все равно училась".(2).
Третий сказал: "Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть".(3)
Четвертый ребёнок сказал: "Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, то чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким".(4)
Пятый сказал: "Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься и можешь стать, кем захочешь".(5)
Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что там десятки"
(ставят хорошие отметки)(6)
Задать вопросы по картинкам: "А вот этот мальчик что сказал?"
Подумай и выбери три картинки, почему и зачем ты пойдешь в школу?
Оценка результатов
Высокий уровень –3 б (учебный – социальный – позиционный),(учебный – социальный – игровой)
Средний – 2 б (учебный – социальный – получение высокой отметки)
Низкий – 1 б (внешний – игровой – отметка/ внешний – игровой – позиционный)
Подготовьте лист бумаги 10x10 клеток. В клетках поместите в случайном
порядке 16-17 разных фигур: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник,
звездочка, флажок и пр.
При определении концентрации внимания ребенок должен ставить на
заданную вами фигуру крестик. А при определении переключаемости
внимания ставить на одну фигуру крестик, а на другую - нолик.
Инструкция. "Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь
ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь".
При определении переключаемости внимания в инструкцию включается
задание ставить крестик в выбранную вами фигуру, а в другую нолик.
В остальные ничего не ставить.
Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается
по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите
внимание на то, как быстро и уверенно ребенок выполняет задание.
IV. Методика, выявляющая уровень развития
операции систематизации
Во весь лист бумаги начертите квадрат. Каждую из сторон разделите
на 6 частей. Соедините разметку так, чтобы получилось 36 клеток.
Изготовьте 6 кружков разной величины: от наибольшего, помещающегося
в клетку, до наименьшего. Эти 6 постепенно уменьшающихся кружков
поместите в 6 клеток нижнего ряда слева направо. То же проделайте
с остальными 5 рядами клеток, помещая в них сначала шестиугольники
(по убыванию размеров), а потом пятиугольники, прямоугольники (или
квадраты), трапеции и треугольники.
В результате получается таблица с геометрическими фигурами, расположенными
по определенной системе (по убывающей величине: в левой крайней
колонке наибольшие размеры фигур, а в правой - наименьшие).
Теперь уберите фигуры из середины таблицы (16 фигур), оставьте только
в крайних рядах и колонках.
Инструкция. "Рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на
клетки. В некоторых из них фигуры разной формы и величины. Все фигуры
расположены в определенном порядке: каждая фигура имеет свое место,
свою клетку.
А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеток. У
тебя внизу под таблицей 5 фигур. (Из убранных 16 оставьте 5). Для
них есть свои места в таблице. Посмотри и скажи, в какой клетке
должна стоять эта фигура? Положи ее. А эта фигура в какой клетке
должна быть? "
Оценка ведется из 10 баллов. Каждая ошибка снижает оценку на 2 балла.
V. Методика по определению способностей
обобщать, абстрагировать и классифицировать
, разработанный Р. С. Немовым.5. Тест "Чего не хватает?"
[/b][b]Задание
Ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно.
Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.
Суммируя баллы, набранные ребёнком в ходе диагностики, можно сделать вывод:
- не менее 80% заданий, выполнение которых оценено в 3 балла, свидетельствуют
о высоком уровне готовности к школьному обучению. - 55-80% - свидетельствуют о среднем уровне.
- менее 55% - низкий уровень.
Общая осведомленность
- Назови свою фамилию, имя, отчество.
- Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
- У тебя есть брат, сестра? Как их зовут? Кто старше?
- Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения?
- Сейчас утро, день или вечер?
- Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Что бывает раньше – обед или ужин?
- Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
- Кем работает твой отец, мать?
- Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
- Каких птиц ты знаешь?
- Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?
Обследование памяти включает в себя:
2) замечает ли он неудачу в выполнении и как он на это реагирует;
3) обращается ли за помощью;
4) пытается ли оставить задание неоконченным;
5) как реагирует на оценку своей работы.
Анализ результатов выполнения данного задания показывает, что одна группа детей правильно выполняет задание и успевает заполнить всю страницу; вторая группа детей правильно выполняет задание, однако успевает заполнить меньше; третья группа очень плохо выполняет задание, допускает ошибки, но тоже быстро заполняет всю страницу; четвертая группа выполняет задание медленно и с ошибками.
Задание 2 — «Кружки».
Умение слушать и удерживать в памяти инструкцию; строить свои действия согласно предварительной инструкции: «Дети, слушайте задание. Я сначала вам объясню, а затем вы будете выполнять. Будьте внимательны, так как я буду объяснять только один раз.
Нарисуйте 10 кружков. Считая слева направо, заштрихуйте 3-й, 6-й, 9-й кружки, а остальные оставьте как есть, чистыми».
Задание дается несколько раз в течение учебного года (в начале учебного года, в середине, в конце); задание остается то же, меняется лишь порядок заштриховки кружков.
Анализ выполнения задания:
¦ высокий уровень — рисует 10 кружков в ряд, 3-й, 6-й, 9-й заштриховывает, остальные чистые.
¦ средний уровень — рисует 10 кружков в ряд, три из них заштрихованы, но место определено неправильно.
¦ низкий уровень — рисует 10 кружков, заштрихованных нет; рисует больше или меньше кружков.
Задание 3 — «Узор» (способность определить принцип построения ряда на основе выделения его элементов).
Анализ выполнения задания:
¦ высокий уровень — ребенок продолжает рисовать узор в соответствии с образцом;
¦ средний уровень — продолжает узор, но нарушает чередование;
¦ низкий уровень — рисует узор отдельно, узор рисует под образцом; не продолжает образец, рисунок не соответствует образцу.
Задание 4 — «Графический диктант» (умение строить свою деятельность по прямому заданию взрослых, соразмеряя индивидуальный темп выполнения задания с тем, который задается).
Воспитатель предлагает графический диктант, постепенно усложняя задания.
Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От -1 до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.
Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.
3 тест готовности ребенка к школе — Графический диктант, разработанный Д. Б. Элькониным.
Выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого.
Для проведения потребуется лист бумаги в клетку (из тетради) с нарисованными на нем четырьмя точками, расположенными одна под другой. Расстояние между точками по вертикали примерно 8 клеток.
Задание
Перед исследованием взрослый объясняет: “Сейчас мы будем рисовать узоры, надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать и рисовать так, как я буду говорить. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен провести линию. Следующую линию рисуешь там, где закончилась предыдущая. Помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни ее в сторону, куда она указала? (на дверь, на окно, т.д.) Когда я скажу, что нужно провести линию направо, ты ее проводишь к двери (выбрать любой наглядный ориентир). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести линию налево, вспомни о руке ( либо любой ориентир слева). Теперь пробуем рисовать.
Первый узор – тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок понял задание.
Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам.
Во время диктовки нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее задание. Узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы.
В процессе выполнения можно подбадривать, но никакие дополнительные указания по выполнению узора не даются.
Рисуем следующий узор. Найди следующую точку, поставь на нее карандаш. Готов? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. А теперь сам продолжи рисовать тот же узор.
Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание со следующей точки.
Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо. Теперь сам продолжай узор.
Через 2 минуты – следующее задание:
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это… (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0)
16. Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0
Проводится только с теми детьми, которые допустили ошибки в задании № 8 в групповом обследовании. В набор картинок необходимо включить не только картинки, в названия которых входит заданный звук, но и картинки, названия которых содержат звуки, близкие к заданному по артикулярно – акустическим признакам. Примерный набор картинок:
Шапка, шарф, шалаш, душ, карандаш, матрёшка, шишка, кошка, груша, жук, журнал, пожарник, щётка, собака, слон, весы.
ЗАДАНИЕ.
-Называй каждую картинку. Если в её названии есть звук (ш), положи картинку вправо.
Если ребёнок отобрал только картинки, в которых звук (ш) находится в начальной позиции, учитель говорит: «Ты верно выбрал картинки, но некоторые пропустил. Послушай, я назову картинки ещё раз , а ты будешь говорить- есть звук (ш) или нет.
(Учитель слегка интонационно выделяет звук (ш)- ш-шапка ).
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
3 балла- за правильное выполнение
2 балла- за самостоятельное выделение звука из начальной позиции, умение выделить звук в середине и в конце слова при помощи учителя.
1 балл- за выделение звука только из позиции начала слова.
0 баллов- за невыполнение задания даже с помощью учителя.
ЗАДАНИЕ 4.
Если ребёнок ошибся в выполнении задания № 5 группового обследования и получил 0 баллов, то ему предъявляется лист с его работой и задаётся вопрос: «Почему ты думаешь, что треугольников больше?» Если в этот момент ребёнок заметил свою ошибку и дал правильный ответ, учитель уточняет: «Почему ты теперь считаешь, что кругов больше?»
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
3 балла- в случае правильного ответа
2 балла- в случае неправильного ответа, но при выполнении более простого аналогичного задания (например, даны 6 кругов, в каждом, кроме одного, нарисован треугольник, чего больше: кругов или треугольников) и верного объяснения.
1 балл- задание выполнено, но не объяснено.
0 баллов- не выполнено.
ЗАДАНИЕ 5.
5. Harris R. C. Motivation and School Readiness: What Is Missing From Current Assessments of Preschooler's Readiness for Kindergarten? / Ruby C. Harris // NHSA Dialog. 2007. Vol. 10. № 3—4. P. 15—163.
6. Janus M., Offord D. R. Development and Psychometric Properties of the Early Development Instrument (EDI): A Measure of Children's School Readiness / Magdalena Janus, David R. Offord // Canadian Journal of Behavioural Science. 2007. Vol. 39. № 1. P. 1—22.
7. Keating D. P. Formative Evaluation of the Early Development Instrument: Progress and Prospects / Daniel P. Keating // Early Education & Development. 2007. Vol. 18. № 3. P. 561—570.
8. Ladd G. W., Herald S. L., Kochel K. P. School Readiness: Are There Social Prerequisites? / Gary W. Ladd, Sarah L. Herald, Karen P. Kochel // Early Education and Development. 2006. Vol. 17. № 1. P. 115—150.
9. La Paro K. M., Pianta R. C. Predicting Children's Competence in the Early School Years: A Meta-Analytic Review / Karen M. La Paro, Robert C. Pianta // Review of Educational Research. 2000. Vol. 70. № 4. P. 443—484.
10. Lloyd J. E. V., Hertzman C. From Kindergarten readiness to fourth-grade assessment: Longitudinal analysis with linked population data / Jennifer E. V. Lloyd, Clyde Hertzman // Social Science & Medicine. 2009. Vol. 68. P. 111—123.
11. McDermott P. A., Leigh N. M., Perry M. A. Development and Validation of the Preschool Learning Behaviors Scale / Paul A. McDermott, Nanette M. Leigh, Marlo A. Perry // Psychology in the Schools. 2002. Vol. 39. № 4. P. 353—365.
12. Prior M., Bavin E., Ong B. Predictors of school readiness in five? to six-year-old children from an Australian longitudinal community sample / Margot Prior, Edith Bavin, Ben Ong // Educational Psychology. 2011. Vol. 31. № 1. P. 3—16.
13. Sassu R. The Evaluation of School Readiness for 5—8 Years Old Children — Cognitive, Social-Emotional, and Motor Coordination and Physical Health Perspectives / Raluca Sassu // Cognitie, Creier, Comportament / Cognition, Brain, Behavior. 2007. Vol. 11. № 1. P. 67—81.
Стоимость консультации 500 руб.