» » Как развить логическое мышление

Как развить логическое мышление

Развитие логического мышления. Развитие образного мышления. Развитие абстрактного мышления. Упражнения, развивающие игры, логические задачи, загадки.

Развивающие упражнения, логические задачки:

Как развить логическое мышление Рекомендуем
родителям и специалистам "Лучшие
развивающие игры для детей онлайн"

Наглядно-образное мышление.

развитие мышления у детей, упражнения, задачиСамо
понятие образного мышления подразумевает оперирование образами,
проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления.
Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у
детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать.
Упражнения на формирование подобного умения достаточно подробно
описаны в разделе по развитию памяти. Здесь мы их дополним еще несколькими
заданиями на визуализацию.

Упражнения на визуализацию.

Упражнение №1. "На что это похоже"?

развитие мышления у детей, упражнения, задачи

развитие мышления у детей дошкольного возраста
Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку.
Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение
хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

Упражнение №2. Задание типа "Заполни
пробел".

развитие мышления у детей дошкольного возраста

Дополнительные задания на развитие визуализации и наглядно-образного
мышления вы можете найти в разделе "Диагностика развития мышления".

После того, как процесс визуализации достаточно хорошо усвоен детьми,
можно переходить к непосредственному оперированию образами, т.е.
к решению простейших мыслительных задач с опорой на представления.

Упражнение №3. Игра "Кубики".

Материал состоит из 27 обычных кубиков, - склеенных между собой
так, что получается 7 элементов:

развитие мышления у детей дошкольного возраста

Осваивается эта игра поэтапно.

Первый этап - рассматривание элементов игры и нахождение сходства
их с предметами и формами. Например, элемент 1 - буква Т, 2 - буква
Г, элемент 3 - уголок, 4 - зигзаг молнии, 5 - вышка со ступеньками,
6 и 7 - крылечко. Чем больше будет найдено ассоциаций, тем лучшее
и эффективнее.

Второй этап - освоение способов присоединения одной части к другой.

Третий этап - складывание объемных фигур из всех частей по образцам
с указанием составных элементов. Целесообразно проводить работу
в следующей последовательности: предложить детям сначала рассмотреть
образец, затем расчленить его на составляющие элементы и сложить
такую же фигуру.

Четвертый этап - складывание объемных фигур по представлению. Вы
показываете ребенку образец, он тщательно его рассматривает, анализирует.
Затем образец убирают, а ребенок должен составить из кубиков ту
фигуру, какую он видел. Результат работы сравнивается с образцом.


В качестве материала для решения мыслительных задач с опорой на
образное мышление могут быть использованы и счетные палочки.

Упражнение №4. "Задачи на составление
заданной фигуры из определенного количества палочек".

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное
количество палочек.
"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы
осталось 4 квадрата".


развитие мышления у детей дошкольного возраста

"Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки
так, чтобы получилось 4 треугольника".

развитие мышления у детей дошкольного возраста

"Составить два разных квадрата из 7 палочек".

развитие мышления у детей дошкольного возраста

Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью
видоизменения фигуры.

"В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных
треугольника".


"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так,
чтобы получилось 3 таких же квадрата".

Для начала рассмотрим, какие базисы своенравной науки подведены под человеческую жизнь. Итак, логические аксиомы, которые являются основой нашего мировоззрения:

1. Векторная направленность времени из прошлого в будущее, его линейность и необратимость. Человек с раннего детства изучает понятия «вчера», «сегодня», «завтра», начинает понимать, что такое прошлое, настоящее и будущее, принимать данность произошедшего как того, что уже не изменишь.

2. Причинно-следственные связи и их односторонняя направленность.

3. К логике относятся понятия меньшего и большого, а также возможности вместить одно в другое (и не только в буквальном, но и в абстрактном смысле); смежности и взаимозаменяемости понятий и наоборот, их несовместимости и невозможности сосуществования в одном временном промежутке.

Например, женщина не может одновременно быть беременной и зачать второго ребенка, человек не может одновременно быть мертвым и живым, больной не может чувствовать себя здоровым, а при плюсовой температуре не замерзает вода.

Умение логически мыслить4. Индукция и дедукция. Индуктивный метод умозаключений ведет от частного к общему и опирается на сходные характеристики различных объектов. Дедуктивный метод, наоборот, ведет от общего к частному и опирается на логический закон.

При этом запаситесь терпением, не подгоняйте ребенка, он должен сам найти ответ, а скорость мышления у всех разная. Кстати, от качества мышления она совершенно не зависит, именно поэтому результаты IQ-тестов в большинстве своем некорректны: ведь они измеряют скорость интеллекта и не уделяют достаточного внимания его качеству. А ребенок, который думает долго, не обязательно думает плохо, но при регулярных занятиях и терпении он обязательно научится думать быстрее.

Вот еще примеры. Ребенок спрашивает вас на улице: «Почему деревья белые?» или «Почему птицы не замерзли?» Предложите вашему малышу сначала ответить на этот вопрос самостоятельно. Как только ребенок научится сам анализировать увиденное или услышанное (пусть поначалу и неверно), он сделает самый главный шаг на пути формирования полноценного логического мышления.

  • Информация
  • Рассуждение
  • Умозаключение (вывод)

Зачем развивать логическое мышление? Человеку свойственно думать – это его нормальное состояние. Мышление помогает нам строить собственное поведение, конкретные действия. Такие компоненты играют важную роль в вопросе достижения целей. То есть, для того чтобы достичь результата, следует тратить большое время на принятие тех или иных решений. Изучив искусство анализа, вы сможете за считанные секунды выходить из сложных ситуаций, принимать важные решения и просчитывать собственные действия на долгосрочный период времени. В жизни такие навыки очень важны и обычно помогают чувствовать себя комфортно в любой среде, как на работе, так и дома.

Что помогает развить логическое мышление?

  1. Во-первых, заниматься его развитием никогда не бывает рано или поздно. Не нужно ждать, когда ребенок подрастет и научится рассуждать «в уме», так же как и взрослым не нужно отказываться от занятий из-за своего возраста.
  2. Во-вторых, каждому уровню мыслительной деятельности подходят свои упражнения на логическое мышление, даже если они кажутся слишком простыми и примитивными. Наглядное мышление детей - ступенька к логическому, и ее нельзя игнорировать, сразу требуя от ребенка абстрактных умственных операций.
  3. В-третьих, логика и воображение не исключают и не заменят друг друга. Фантазия и воображение помогают, а не мешают развитию мыслительных способностей. Поэтому кроме стандартных логических задач есть и такие, которые одновременно стимулируют интеллект, логику и воображение.

Развиваться – значит играть

Дети не задумываются, как развить свое логическое мышление, они просто играют. Так пусть они получают и пользу, и удовольствие от легкого и веселого занятия.

Прежде всего – загадки. Любые, например, замечательные загадки-стихи Тимофея Белозерова. Главное – дать детям подумать самим или поразмышлять с ними вместе, но не подсказывать!

purpose-of-life-3

Что мешает успешному развитию логического мышления у ребёнка

Ребенок играет в кубикиВ последнее время педагоги и воспитатели все чаще отмечают у детей проблемы с построением логичных рассуждений, трудностями в  анализе предметов и ситуаций. Мышление детей зачастую хаотично, им трудно сосредоточиться на чем–то одном, они способны говорить сразу на несколько тем, но при этом не в состоянии углубиться в предмет обсуждения. Зачастую они могут только пересказать услышанное, но не в состоянии его проанализировать.

Следует отметить, что логика довольно тесно связана с математической наукой. Таким образом, для того чтобы быстрее и эффективнее развить логику можно чаще повторять таблицу умножения, а для некоторых снова ее выучить, практиковать сложение двухзначных чисел в уме (после чего можно приступить к сложению трехзначных и более чисел), также постараться вспомнить школьную программу и опираясь на формулы порешать различные задачи.

С целью выработки привычки глубоко анализировать, следует при штудировании нового материала или произведении любых действий, объяснять самому себе для чего это необходимо, что это даст и т.п.

При развитии логического мышления рекомендуется к любой ситуации придумывать минимум четыре способа выхода из нее или пять путей решения. При этом решения могут быть самыми невероятными.

Для активизации мозговой деятельности в неординарном направлении, необходимо научиться писать рукой, которая не является ведущей (для правшей – левой и наоборот).

Также рекомендуется больше двигаться на свежем воздухе. Так как даже двадцатиминутная прогулка способствует активизации работы мозга практически на 60%. Кроме этого во время прогулки можно складывать цифры номеров проезжающих машин. При выполнении каких-либо действий, следует делать непродолжительные передышки каждые 40 или 50 минут, направляя собственный разум на что-нибудь отличное от выполняемых действий.

Наверх