» » Вопрос о выборе профессии

Вопрос о выборе профессии

Вопрос о выборе профессии | BG система выбора профессии

Вопрос о выборе профессии для многих молодых людей является непростым. Да и взрослые и часто состоявшиеся в профессии люди по различным причинам нередко задумываются о смене специальности. Возможно, решить эту задачу поможет рейтинг лучших профессий, составленный американским деловым журналом Money.

 - Первое, что нужно сделать, выбирая специальность, это определить круг своих интересов. Необходимо понять, чем тебе нравится заниматься. Ведь как показывает практика, человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна.

Следующим шагом в процессе выбора является выявление собственных способностей.  Как известно, одного интереса к делу мало, нужно, чтобы оно еще получалось. Поэтому стоит обратить внимание на способности, дарованные природой – в физическом, эмоциональном и психологическом плане. Это ваш начальный багаж, требующий обязательного учета.

Кроме того, немаловажную роль играют ценности человека и то, на что они ориентированы. То есть нужно определить, что имеет для тебя первостепенное значение и важно в жизни.

Выявив для себя основные моменты, человек начинает понимать, как он будет выстраивать свой дальнейший жизненный путь. Не просто выберет специальность, будь то юрист, менеджер или, например, бухгалтер. А именно выбирая,  он выстраивает перспективу на будущее. И в этой перспективе будет все, что для него ценно, что он хочет внести в свою жизнь, и то, как он хочет жить. 

 -  Получается, что выбор профессии связан со стилем жизни человека?

 - Именно так. Выбор будущей специальности напрямую зависит от стиля жизни. Человек должен определить для себя: Как я хочу прожить свою жизнь?   Чему я для этого могу научиться? и Что мне нужно для этого сделать?


Статья также будет интересна:

Моему сыну 13 лет. Естественно, как и всем родителям, нам с женой очень важно
понимать, как он видит свое профессиональное будущее. Получив на очеред [...]

Статьи, материалы и полезные советы

Статьи, собранные в разделе, посвящены исключительно вопросу выбора будущей сферы деятельности. Они написаны профессиональными журналистами и психологами и содержат действительно ценные советы. В них каждый из аспектов проблемы раскрыт максимально полно и содержательно. Надеемся, что большинство из них придется вам по душе, а представленный материал поможет вам сделать правильный выбор. 


  1. 3.        Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно еще, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определенные способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен еще и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.

  1. 4.        Уровень притязаний и самооценка.

Здесь речь идет о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя свое будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания – важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.

  1. 5.        Мнение родителей, семьи.

Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие взрослые считают, что они лучше знают, чем их ребенок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.

  1. 6.        Мнение сверстников.

А как именно вы хотите быть полезными? 

Однажды вы достигнете умения, которое будет востребовано, и вы окажетесь нужны другим людям. И если вокруг человека, который что-то имеет (допустим, деньги) собираются те люди, которые хотят использовать то, что он имеет, то вокруг человека, который умеет что-то делать, организовывается круг людей, которые хотят воспользоваться его умением. То есть, нужен сам человек, а не его деньги. Ценность топ-менеджера не в том, что у него зарплата 10 000 долларов, а в том, что он в месяц может делать оборот в 5 миллионов долларов.

Любой труд ориентирован на других людей, существует профессиональное разделение, и даже в очень узкой области знания, в пределах одного факультета, люди начинают делать очень разную работу. Окулист проверит зрение у хирурга, а хирург оперирует окулиста, хотя они учились в одном и том же медицинском институте. Так что ответить на простой вопрос: вы станете медиком или не станете медиком? - это значит оставаться в неведении. Нужна более тщательная проработка вопроса.

Типичная ошибка при выборе профессии: спрашивать себя, какая область деятельности вам будет наиболее интересна. Логика такого рассуждения проста: я иду работать, чтобы мне платили зарплату, а это значит, что мне нужно найти работу поинтереснее, чтобы потом не было больно и обидно за зря потраченное время.

Но все как раз наоборот: чем более интересны обществу ваша профессия и ваши умения, тем больше вы будете получать денег. Чем более компетентно и умело вы сможете решить чьи-то проблемы, тем дороже это будет оплачено. Вы, в первую очередь, должны быть интересны тем, что вы делаете и как вы это делаете. А то, что вам должно быть интересно дело, которым вы собираетесь заняться, вопрос уже второго порядка.

Это не подразумевает, что лучшая профессия — именно та, которая пользуется сегодня наибольшей популярностью. Почитывая газетки, вы можете сделать вывод, что «ломиться» надо именно в брокеры. Или в пиарщики. Или в менеджеры. Однако, не проучившись даже год, обнаруживаете, что пресса охладела к этой профессии и уже поет оды совершенно другим специальностям. За этой птицей счастья можно гоняться до бесконечности: время идет быстро, тенденции на рынке меняются постоянно, спрос появляется и исчезает. Так что, если вы прочитали, что некая профессия пользуется повышенным спросом, то знайте, — через пять лет (к моменту получения диплома) этого спроса может не быть. И никто не станет ждать пять лет, пока вы выучитесь и помашете перед носом работодателя своим дипломом. К тому времени все места будут уже заняты.

Правильный выбор профессии подчиняется двум правилам. Первое: профессия должна быть интересна тем, кому вы ее предлагаете. Чем ценнее будет ваше умение для общества, тем дороже оно будет готово оплачивать ваш труд. И если первое утверждение справедливо, если вы им в полной мере руководствуетесь, тогда вступает в силу второе правило: профессия в максимальной мере, насколько это возможно, должна интересовать вас и нравиться вам.

Всегда помните: вы никому не нужны, и никто не будет с вами тетешкаться, заплетать косички и гладить вас по головке, охраняя и оберегая ваши интересы и нежный характер идеалиста. В любой стае всегда самое вкусное получит вожак, а не тот, кто стоял на «шухе ре». Велика ценность того, кто умел загнать мамонта в ловушку, и незначительна - того, кто поддерживал огонь в предвкушении мамонтовых косточек. Вы интересны, если вы им полезны, если вы сможете решить их проблемы. Только в этом случае они готовы платить вам деньги, повышать зарплаты, выписывать премиальные, увеличивать проценты и бонусы.

Возможно, вы все время спрашивали у себя: что я хочу делать, чем я хочу заняться? И вот теперь пришло время переиначить этот вопрос: что я хочу делать для других людей? Чем я хочу быть им полезен? Что я могу для них сделать? Какую проблему других людей мне было бы интересно разрешать? И вот только тогда, возможно, ваше профессиональное самоопределение сдвинется, наконец, с мертвой точки.

5. Методика поиска профессии

Данная методика предложена Томским государственным университетом. Она имеет весьма универсальный характер, и в дальнейшем вы могли бы ею пользоваться для решения любых проблем, в том числе связанных с профессиональным выбором.

Берем тетрадку и ручку (или же открываем какой-нибудь текстовый редактор, где можно писать, - но тетрадка с ручкой все же предпочтительнее), и выполняем упражнение. Надо сделать определенное количество выборов, описывающих вашу будущую профессию и условия труда.

1. Условия труда, в которых мне хотелось бы жить и работать:

1.1. Географические условия.

1.2. Характер рабочего места.

В этом параграфе нужно составить список желаемых качеств для каждого пункта. Можно (и нужно) прописывать как желаемые качества, так и такие, которые вам неприемлемы. К примеру, в желаемых вы пишете: хочу, чтобы в городе было метро. Или: хочу, чтобы был Макдональдс. Или: чтобы в городе жило не менее 500 000 человек. Неприемлемыми качествами могут быть любые сущности, которые вас волнуют. Может быть, для вас не подходит город, который не стоит на реке. Или город, где жара бывает под 50 градусов. Отрицательные качества преобразовывайте в положительные: то есть, раз вам не подходит жаркий климат, то пишите, что он должен быть умеренным.

      3. Накопление опыта. Наличие собственного рабочего опыта, опыта решения жизненных проблем. Самостоятельный опыт по планированию своих поступков, общих дел, своего времени и т. д. С накоплением опыта возникает умение соотносить свои действия с требованиями общества.

      4. Умение прогнозировать профессиональный рост. Однородность профессиональных предпочтений в течение длительного времени.

      5. Инициатива и изобретательность в реализации возможностей. Собственная активность в получении информации и выборе профессионального пути. Наличие собственной инициативы и активности в карьерном решении.

      6. Уровень реализма в принятии карьерных решений (в том числе собственная оценка уровня реализма). Компромисс между желаниями и возможностями, на который способен пойти человек. Осознание необходимости таких компромиссов.

      Для возникновения основных признаков автономности необходим определенный набор новообразований:

      · человек должен ощутить свою независимость от родителей (в делах, мыслях, поступках);

      · от внешней детерминации своего поведения он должен перейти на самодетерминацию;

      · он должен осознавать свой идеальный образ Я-концепции и стремиться к его достижению.

      Информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями

        При низком уровне самосознания человек не в состоянии воспринимать предлагаемую ему информацию. Поэтому первым условием развития информированности является развитие автономности. Второе условие - полнота представления об источниках получения информации. Если человек не замыкается на один источник (семью, друзей и т. д.), то у него возникает возможность принять более объективное и обоснованное решение. Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях.

        1. Информация о мире профессий в целом. В круг этой информации входят:

        а) осознание подразделения мира профессий по предмету и целям труда, орудиям производства;

        б) знание общетрудовых и общепроизводственных понятий (культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования производства, структура предприятия, принципы оплаты); 

        в) знание отдельных профессий;

        г) знание или практическое умение по приобретению профессии; по поиску и поступлению на работу; о требуемом уровне образования для различных профессий; о том, как удержаться на работе, как совершенствовать свой профессионализм и продвигаться по профессиональной лестнице.

        2. Информация об отдельных профессиях или группах профессий.

В-третьих, если поступление в этом году не состоялось, не спешите обрушивать на голову ребенка поток своих сожалений и обвинений. Нужно совместно разобраться, в чем причина неудачи, где в подготовке было «слабое звено». Возможно, следует скорректировать планы?

Важно, чтобы ребенок был уверен в том, что неудача не умаляет его человеческого достоинства, а процесс подготовки можно совершенствовать и добиваться положительного результата.

Чтобы сохранить высокую работоспособность, надо уметь отдыхать. Помогите ребенку организовать свой рабочий день, эффективно чередуя время занятий и отдыха.

Первое, что необходимо знать, - это физиологические спады и подъемы, говоря проще, когда усталость объективно обусловлена, и действительно нужно отдохнуть, а когда наиболее благоприятное время для занятий.

Существуют регулярные колебания дневной работоспособности:

  • физиологические подъемы: 5 ч., 11 ч., 16 ч., 20 ч., 24 ч.;
  • физиологические спады: 2 ч., 9 ч., 14 ч., 18 ч., 22 ч.

К сожалению, ни один человек  не может избежать чувства усталости и напряжения. Но уменьшить его, сделать легко переносимым, можно и нужно.

Лучше действовать, чем бездействовать. Как знать, может, отработав кассиром и все-таки со временем окончив ГИТИС, этот актер гениально сыграет кассира. Это опыт. И кассир может в жизни пригодиться, ведь чем больше было пережито, чем больше эмоций… Да многие актеры таким путем и шли.

------
Источник: Utro.ru

Наверх