Переходный возраст
Переходным возрастом чаще всего называют период подросткового взросления. Переход из детства во взрослую жизнь связан с определенными трудностями физиологического, психологического и социального характера. Возрастной кризис подросткового периода считается одним из трудных, он накладывает отпечаток на формирование характера и взаимоотношения с окружающими. Ранний переходный возраст у девочек начинается от 10-11 лет, у мальчиков от 12-13 лет. Срок, когда заканчивается переходный возраст, у всех детей разный, поздний период может растянуться до 15-17 лет.
Начинается подростковый возраст с полового созревания – выработки гормонов, стимулирующих развитие репродуктивной системы, мозга, мышц, костей и кожи. Для этого возраста характерно "чувство взросления", развитие самооценки и самосознания. На переходном этапе онтогенеза развивается интерес к самому себе как личности. Если условия для реализации возможностей, индивидуализации отсутствуют, самореализация тинейджера кризисного возраста может принять неблагоприятную форму.
Признаки переходного возраста:
Во время полового созревания, приблизительно в 10-летнем возрасте, у человека начинается активный рост – до 10 сантиметров в год. Девушки перестают расти к 16-18 летнему возрасту, а юноши могут продолжать вытягиваться до 22 лет. Внешними признаками начала переходного периода считается рост у мальчиков яичек, груди – у девочек, у обоих полов рост волос подмышками и в паху.
Физическое развитие девочек проходит быстрее, чем мальчиков, но признаком того, что у вашего ребенка начался переходный возраст, считаются не только физические перемены. Среди изменений – и перемены в характере. Ласковое, послушное чадо этого возраста может стать грубым, категоричным и обидчивым. Рассмотреть признаки взросления более детально у представителей разного пола лучше всего по отдельности.
У мальчиков:
Переходный возраст у мальчиков: прыщи
Во время переходного возраста у мальчиков, как и у девочек, нередко появляются прыщи. Проблема эта отнюдь не из приятных, ведь взрослеющий парень уже хочет нравиться противоположному полу. Прыщи часто становятся причиной недовольства собой и снижения самооценки. Они возникают на спине, лице, груди. Причина появления – повышенная выработка кожного сала в сочетании с закупоркой сальных желез и выводных протоков. Это временная проблема, которая актуальна только в подростковом возрасте. Прыщи проходят после завершения полового созревания. К сожалению, такие справедливые доводы редко действуют на подростка. Ему хочется быть привлекательным здесь и сейчас, и родительские слова утешения совершенно бесполезны. Не стоит пускать ситуацию на самотек, помогите ребенку. В первую очередь, научите его правильно следить за кожей, приобретите специальные средства. Напоминайте о необходимости очищения кожи. Обязательно следите за питанием сына. Нередко прыщи появляются при неправильном питании. Ограничьте потребление сладкого, жирного, соленого. Нелишним будет напомнить молодому человеку о вредном воздействии алкоголя, который также провоцирует образование прыщей. В особо запущенных случаях не стоит откладывать визит к дерматологу. Помните, что в будущем на месте прыщей могут даже остаться рубцы или шрамы.
Повышенное артериальное давление у подростков
Статистические сведения утверждают, что до двенадцати процентов подростков в возрасте 14-18 лет имеют повышенное артериальное давление. Третья часть случаев подобной гипертензии вызвана в основном эндокринной и почечной патологией. Кроме того, временный и умеренный рост артериального давления у подростков зачастую бывает следствием повышенной подвижности, и своеобразием нейроэндокринной регуляции в период полового созревания. Факторами риска здесь являются:
Школьник все чаще начал жаловаться: "Болит голова, устал..."? Вполне вероятно, что у него появились проблемы со зрением. Это очень распространенная причина головной боли у школьников при развивающейся близорукости и астигматизме (патология, вызванная неправильной формой роговицы).
Симптомы близорукости заметить несложно: ребенок начинает прищуриваться, когда ему нужно что-то рассмотреть вдали. С астигматизмом всё не так просто — долгое время он может никак не проявлять себя. Еще один, скорее косвенный симптом, заставляющий заподозрить, что в головной боли виноваты нарушения зрения — ее не помогают снять обезболивающие.
Что делать? Срочно идти к офтальмологу. Нужно комплексное обследование зрения (проверка его остроты, внутриглазного давления, осмотр глазного дна и так далее). Когда диагноз будет установлен, врач выберет подходящее лечение — медикаментозное (например, капли для глаз, витамины), "тренировки" глаз с помощью специальных аппаратов, очки или линзы. Лечить специально головную боль не нужно, она проходит сама по себе, если успешно решены проблемы с глазами.
К содержанию
- Как понять: ребёнок ещё подрастёт или уже нет?
2. Здоровый образ жизни.
Как было сказано выше, здоровый и подвижный образ жизни только способствует благоприятному течению переходного возраста. Займите подростка. Спросите, чем он любит заниматься, каким спортом. Обеспечьте полноценное и правильно питание. А алкоголь и пассивный образ жизни только тормозят процесс становления из мальчика в мужчину, тем самым продлевая трудности в общении.
Обходитесь без критики
В переходном возрасте у подростка очень ранимая психика. Он на все реагирует чересчур обостренно. Его эмоции бурлят, поэтому его реакция может быть несоразмерна обиде. Самой острой и непредсказуемой она может быть, когда взрослые пытаются унизить его, ущемить его самолюбие.
Психика ребенка сейчас неуравновешенна, жизненный опыт отсутствует. Если он нигде не найдет понимания, то может угодить в неподходящую компанию, где, как ему кажется, его поймут. А самое страшное, что ребенок может совершить непоправимое…
Чаще вспоминайте о том, что вы сами когда-то были такими же, и вам тоже казалось в 14-15 лет, что вы уже достаточно взрослые, чтобы самостоятельно решать, как вам жить дальше. Такие воспоминания помогут вам понять, что в силу своего небольшого жизненного опыта подросток просто не может увидеть спорную ситуацию с другой точки зрения, отличной от его собственной. Ваша задача – научиться грамотно, незаметно для ершистого подростка контролировать ситуацию и ненавязчиво помогать ему в принятии верного решения.
Если вам кажется, что в какой-то ситуации ваш ребёнок ведёт себя неправильно, то постарайтесь поговорить с ним об этом, не переходя на личности. Дайте ему возможность самостоятельно сделать выводы и решить проблему. И ни в коем случае не осуждайте его за неудачи. Наоборот, у детей в переходном возрасте появляется повышенная потребность в одобрении со стороны взрослых. Не удивляйтесь тому, что подросток стал постоянно требовать к себе внимания, не считайте его эгоистом. Просто он хочет быть уверен, что родители любят его не за какие-то выдающиеся успехи, а просто за то, что он есть. Ему очень важно знать, что родители примут его в любом случае, и в любой ситуации будут на его стороне, поддержат его и дадут совет.
Характеристика переходного возраста заключается в том, что в это время подростки активно стремятся к самостоятельности. Те родители, которые дают своим детям возможность почувствовать свою самостоятельность и независимость, выглядит в глазах подростка заслуживающим доверия. А сами взрослые, позволяющие подростку делать собственный выбор, полагаясь только на свои силы, наблюдают за тем, как их ребёнок идёт вверх по ступеням взросления, преодолевая все кризисные моменты своей жизни. Психологи считают такой подход наиболее эффективным.
Когда родители говорят подростку – на твоё усмотрение; я соглашусь с твоим решением; выбирай сам – такие ответы дают подростку ощущение права выбора, и к принятию решения он начинает подходить более ответственно. А ведь переходный возраст – то время, когда человек должен научиться действовать самостоятельно и при этом отвечать за свои поступки.
Также в характеристике переходного возраста необходимо упомянуть и то, что подросток начинает активно искать своё место в жизни. Это приводит к тому, что круг его общения значительно расширяется, у него появляются всё новые и новые интересы и потребности, и всё больше времени он начинает проводить вне дома. Очень часто родители реагируют на это усилением контроля. Но это неверный шаг, как утверждают психологи. Тотальный контроль не даёт подростку чувствовать себя самостоятельным и мешает воспитывать в ребёнке чувство ответственности.
Доверяйте вашему ребёнку, научитесь искать компромиссы и с их помощью давать подростку большую свободу. Например, если подросток вдруг заявляет, что сегодня он придёт домой в двенадцать часов вечера вместо обычных девяти, то предложите ему вариант на выбор – в десять или одиннадцать часов.
Не старайтесь контролировать и его денежные расходы, если вы даёте ему карманные деньги. Даже наоборот – начните давать ему деньги не на один день, а на неделю. Пусть он почувствует себя финансово независимым, ведь теперь ему не придётся просить у вас деньги на какую-нибудь покупку, а к тому же он научится планировать свои расходы.
22. И. п. – стоя, ноги врозь. 1 – слегка сгибая ноги в коленях, наклон назад; 2 – вернуться в и. п. 12 – 16 раз. Темп средний.
23. И. п. то же. 1 – сгибая правую ногу, сделать наклон к левой ноге; 2 – вернуться в и. п.; 3 – сгибая левую ногу, наклониться к правой ноге; 4 – вернуться в и. п. 6 – 8 раз. Темп средний.
24. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1 – выпад правой ногой вперед, руки в стороны; 2 – 3 – пружинистые движения в колене; 4 – приставляя правую ногу, вернуться в и. п. То же другой ногой. 8 – 10 раз. Темп средний.
25. И. п. – лежа на спине. Сгибая туловище, садиться. 6 – 8 раз. Темп медленный. Ноги от пола не отрывать.
26. И. п. – стоя, принять упор сзади, ноги вытянуты. 1 – поднять прямую правую ногу; 2 – вернуться в и. п.; 3 – поднять прямую левую ногу; 4 – вернуться в и. п. 8 – 12 раз. Темп средний.
27. И. п. – сидя, принять упор сзади. 1 – поднять прямые ноги; 2 – согнуть ноги в коленях; 3 – вытянуть ноги; 4 – вернуться в и. п. 6 – 10 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.
28. И. п. – упор лежа. Отжимания в упоре. 4 – 8 раз. Темп средний. Дыхание произвольное.
29. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1 – присесть, руки вперед; 2 – вернуться в и. п. 20 – 24 раза. Темп средний. Дыхание произвольное.
30. И. п. то же. 1 – прыжком ноги врозь; 2 – прыжком скрестить ноги. 10 – 20 раз. Темп быстрый.
31. Бег на месте, высоко поднимая колени. 1 – 2 мин. Темп средний.
32. Ходьба на месте. 1 – 2 мин. Темп средний.
33. И. п. – основная стойка. 1 – руки в стороны – вдох; 2 – вернуться в и. п. – выдох. 4 – 6 раз. Темп медленный.
34. И. п. – основная стойка, руки за головой. 1 – правую ногу назад на носок, руки вверх-в стороны, прогнуться; 2 – вернуться в и. п. То же левой ногой. 4 – 8 раз каждой ногой. Темп медленный.
35. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1 – 8 – круговые движения тазом влево; 9 – 16 – то же вправо. Темп средний.
36. И. п. – основная стойка. 1 – руки в стороны – вдох; 2 – присесть, обхватив руками колени, – выдох. 3 – 4 раза. Темп медленный.
37. И. п. – основная стойка. 1 – разводя пальцы, левую руку отвести влево, правую сжать в кулак; 2 – вернуться в и. п.; 3 – разводя пальцы, правую руку отвести вправо, левую сжать в кулак; 4 – вернуться в и. п. 6 – 8 раз. Темп медленный.
38. Спокойная ходьба. 1 – 2 мин.
Регулярная, достаточная, индивидуально допустимая физическая активность не только способствует предохранению от гипертонической болезни и других нарушений в организме, но и может привести к обратному развитию заболевания. Физкультура фактически является основным средством реабилитации, т. е. восстановительного лечения больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Людям, имеющим пониженное артериальное давление, противопоказаны только экстремальные виды спорта. Любую другую физическую нагрузку они могут выполнять безо всякой опасности для своего здоровья. Так как гипотония часто сопровождается ощущением слабости и быстрой утомляемости, можно начать занятия с легких упражнений, постепенно переходя к более сложным. Для таких больных особенно важно проводить занятия в эмоционально приятной атмосфере.
Важным фактором для нормализации давления при гипотонии является регулярность физических нагрузок. Хороший эффект оказывает даже элементарная утренняя гимнастика, если она проводится каждый день. Очень полезны при гипотонии водные и, особенно, закаливающие процедуры, например обтирание влажным полотенцем. Больным гипотонией, как и гипертоникам, часто рекомендуют ходьбу или бег трусцой.
Для закаливания применяются водные процедуры: обливание, обтирание. Они укрепляют и тонизируют нервную систему, тренируют деятельность сердца и сосудов, препятствуя значительным колебаниям артериального давления.
К систематическому закаливанию лучше приступать с детства, осторожно и постепенно. Простейший способ закаливания – воздушные ванны. В помещении их можно принимать круглый год, а на свежем воздухе – в теплые дни. Если вы приучите себя жить при открытой в любое время года форточке, это уже большой успех в закаливании.
Приступая к более серьезному закаливанию, необходимо начать с обтираний. Несколько дней обнаженное тело обтирают сухим полотенцем, затем переходят ко влажным обтираниям, после которых тело необходимо обсушить и энергично растереть. Температура воды для влажных обтираний в первые дни должна быть равна 35 – 36° С. В дальнейшем она понижается.
Когда организм привыкнет к холодным влажным обтираниям, можно приступить к обливаниям. Летом обливаться лучше на свежем воздухе после утренней зарядки. Очень полезны купания в открытых водоемах, начиная с 3 – 4 мин. и заканчивая 10 – 12 мин. Хорошо закаленные люди (моржи) купаются даже зимой при небольших морозах. После такой процедуры должны ощущаться тепло во всем теле, бодрость, прилив сил. Ни в коем случае нельзя допускать появления озноба, слабости.
Закаленные люди намного реже страдают не только простудными заболеваниями, но и сердечно-сосудистыми, а также болезнями обмена веществ.
Ранее говорилось о так называемой гипотонии высокой тренированности. Бояться, что она появится в результате физической нагрузки, не стоит. Такая гипотония развивается у спортсменов высокого класса, которые всю свою жизнь посвящают спорту. К тому же, как правило, она не вызывает у них неприятных ощущений.
В первую очередь речь будет идти о профилактике гипертонической болезни, которая приняла эпидемический характер.
Китайцы говорят: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». К сожалению, эти перемены происходят независимо от нашего желания. Состояние внутренней нестабильности, неуверенности в завтрашнем дне создает общий неблагоприятный эмоциональный фон, который способствует развитию гипертонической или гипотонической болезни.
Самым разумным было бы постараться органично вписаться в новые условия или запастись философским терпением и ждать результатов всех общественных реформ.
Существенную роль в профилактике гипертонической болезни должно играть государство, которое обязано стимулировать развитие физкультуры и спорта, гарантировать обеспечение населения доброкачественными продуктами питания, распространять среди населения гигиенические знания и повышать общую санитарную культуру.
Большое значение имеет обеспечение людей полноценной медицинской помощью. Государство не должно снижать наблюдение за условиями труда, необходимо поощрять предприятия к введению НОТ – научной организации труда. Законы, направленные на снижение шума в городах, должны действовать.
Государство обязано содействовать формированию здорового образа жизни людей. Очень полезно проводить время от времени профилактические осмотры больших групп населения, так называемые просеивающие обследования.
Особое внимание необходимо уделять лицам, входящим в группу риска, для чего требуется создать стройную систему диспансеризации. Цель учета таких больных – активное вмешательство в течение болезни.
Лица с пограничной гипертензией и гипертонической болезнью в ранних стадиях благодаря своевременным мерам могут полностью излечиться.
Крупные негосударственные предприятия, заводы и фабрики могли бы повысить работоспособность людей на производстве, если бы уделяли больше внимания профилактике нарушений артериального давления среди своих сотрудников. В этом в первую очередь должны быть заинтересованы руководители. Эффект будет не сиюминутный, но через 2 – 3 года могут снизиться затраты по временной нетрудоспособности работников, как показывают примеры, на 11,8%.