» » Как влияет музыка на живые организмы

Как влияет музыка на живые организмы

Воздействие музыки на живые организмы » Саморазвитие и самосовершенствование эзотерика, личностный рост психология отношений читать

Музыка... Такая земная и неземная. Музыка - словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце - сама музыка. В час восхода оно поет Земле песню о встрече, а при заходе - мелодию разлуки.

В отдаленные от нас тысячелетиями времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе. "Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира." - так утверждали древние мудрецы.

Во Вселенной, где идет борьба Космоса и хаоса, порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии, музыка занимает особое положение: "музыка - наука о хорошей гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них всевышним повелением, не существует без науки музыки. Действительно, Пифагор свидетельствует, что этот мир основан посредством музыки и может управляться ею." (Кассеодор Сенатор (485-ок.580) "О музыке") [1].

Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека.

"Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни." (Армстронг "Кельтские поэты") [2].

Именно "Единой силе Души, Мелодии и Песни" поклонялись друиды - кельтские жрецы древней Британии.

В книге Д. Монро "21 урок Мерлина" Мерлин - посвященный жрец говорит Артуру - будущему королю и своему ученику: "... Всем наукам и изощрениям, которые придумало человечество, древние предпочитали простые звуки мелодии, которые они ставили превыше всего. Как сказано в некоторых из наших наиболее почитаемых стихов: "Вся музыка, все естественные мелодии – это только слабое непокоренное эхо Имени Творца." [3].

"Кельтское жречество придавало музыке настолько большое значение, что в их ордене была установлена специальная категория - Барды - которые занимались ее распространением и изучением." [4]. Они имели понятие о музыкальных цветах, об инструментах, которые позволяют управлять Королями Стихий, и о том, как сделать такие инструменты; о том, как создать Песенное Заклинание, способное исцелять или причинять вред.

Особенно интенсивно изучается влияние музыки в
последние десятилетия. Эксперименты ведутся в
нескольких направлениях, таких как:

  • влияние отдельных музыкальных инструментов на
    живые организмы;
  • влияние музыки великих гениев человечества,
    индивидуальное воздействие отдельных
    произведений композиторов;
  • воздействие на организм человека традиционной
    народной музыки.

Следует подчеркнуть, что в России
музыкотерапию Минздрав признал официальным
методом лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом:
музыкотерапия в мире становится признанной
наукой. Более того, в целом ряде западных вузов
сегодня готовят профессиональных докторов,
врачующих музыкой. Россия так же взяла на
вооружение этот опыт. При Музыкальной академии
имени Гнесиных создано отделение музыкальной
реабилитации. Отделение музыкотерапии и
реабилитации успешно работает и в Российской
академии медицинских наук. Педагогам –
музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными
тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе
с арттерапией, то есть терапией средствами
изобразительного искусства, может стать
эффективным методом лечения школьных неврозов,
которые сегодня всё больше поражают учащихся,
как в процессе получения образования, так и в
современной жизни вообще.

Музыка существует в нашей жизни как живое
знание и представление человека о самом себе, как
средство самопознания и самовыражения.
Восприятие и понимание музыки заключается в
ощущении её связками, мышцами, движением,
дыханием. Используя классическую музыку в целях
музыкальной терапии, не следует забывать, что
среди произведений современной лёгкой музыки, в
том числе среди джаза и рока, можно найти немало
таких, которые могут быть использованы в
терапевтических целях.

Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство,
может влиять на настроение, создавать его. Все
музыкальные произведения можно условно
разделить на активизирующие, тонизирующие и
расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки
тесно связано с умственными процессами, то есть
требует внимания, наблюдательности,
сообразительности. Музыка, воспринимаемая
слуховым рецептором, воздействует на общее
состояние всего организма, вызывает реакции,
связаннее с изменением кровообращения, дыхания.

В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность,
доказал, что если установить механизмы влияния
музыки на организм, то можно вызвать или ослабить
возбуждение.

Наблюдая за поведением детей на уроках, мне
хотелось проанализировать воздействие
отдельных музыкальных произведений на
психоэмоциональное состояние школьников. Но
перед этим я просмотрела расписание уроков в
различных классах, предшествующих моему
предмету, и выяснила, что ими являются такие
предметы, как русский язык, литература, чувашский
язык, иностранный язык, математика, история и
даже физкультура. Представляете, как трудно
мобилизовать детей после такого урока?
Возбужденные они приходят в класс и им
необходимо настроиться на совершенно другой
урок – урок искусства, где царит соразмеренность
и спокойствие.

Мои наблюдения и анализ результатов
показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая
просмотром репродукций произведений
изобразительного искусства, прослушивание
записей “звучащей” природы положительно влияют
на психоэмоциональное состояние. Здесь учитель
выступает в роли терапевта, которому нужно
поставить правильный диагноз.

Ребятам 5 класса была предложена работа, где они
должны были написать о своих чувствах, которые
вызывает у них прослушиваемое музыкальное
произведение Э.Грига “Утро”. Ниже приведена
таблица, где мы можем увидеть – какие предметы
предшествовали предмету “Музыка”.

Класс Предмет до музыки
5 “А” Литература
5 “Б” История
5 “В” Физическая культура

Классическая музыка
является одним из самых распространенных музыкальных жанров, который возник одним из первых. Он остаётся самым популярным на протяжении всей истории создания классической музыки. 
Влияние музыки на человека
Опрос:
Влияние музыки на человека
Классическая музыка

1.1 Рок- музыка

Как известно, далеко не каждое музыкальное направление позитивно влияет на организм человека , например современная рок-музыка. Этот музыкальный стиль имеет свои отличительные черты или средства воздействия на психику:

1. Жесткий ритм

2. Монотонные повторения

3. Громкость, сверхчастоты

4. Светоэффект

  Особое внимание нужно уделить влиянию частот, употребляемых в рок-музыке, которые имеют особое воздействие на мозг. Ритм приобретает наркотические свойства при сочетании со сверхнизкими (15-30 герц) и сверхвысокими (80.000 герц) частотами.

  Если ритм кратен полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот, то способен вызвать у человека экстаз. При ритме, равном двум ударам в секунду на тех же частотах, слушающий впадает в танцевальный транс, похожий на наркотический. Преизбыток как высоких, так и низких частот серьезно травмирует мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти.

Рок-музыку можно обозначить, как монотонную, мотороподобную музыку, посредством которой слушатели могут впасть в пассивное состояние. Благодаря многократному прослушиванию воспитывается способность к более быстрому отключению и достижению состояния пассивности.

  Какие же последствия воздействия рок-музыки на поведение слушающего?

4-6 Гц (резонанс сердца);

2-3 Гц (резонанс желудка);

2-4 Гц (резонанс кишечника);

6-8 Гц (резонанс почек);

2-5 Гц (резонанс рук). [37]

В США после 2-ой мировой войны музыка была с успехом применена при лечении эмоциональных расстройств и фантомных болей у ветеранов, после чего метод получил официальное признание. Ассоциация музыкальной терапии там возникла в 1950 году, и на сегодняшний день она объединяет более трех тысяч врачей-музыкотерапевтов. С 1993 года музыкотерапия стала одним из самых популярных способов лечения в США. В Институте развития человеческих возможностей в Филадельфии, который называют «фермой для супердетей», врачи стимулируют развитие мозга у плодов с помощью цвета и звука. За реакциями плода наблюдают с помощью сложнейших ультразвуковых и эхографических установок. В Институте звукотерапии (штат Аризона, США) музыкой даже отращивают волосы у облысевших.

В 90-х годах научным обоснованием метода музыкотерапии занялись ученые Института педиатрии Российской Академии Медицинских Наук. С 8 апреля 2003 года музыкотерапия стала официальным методом здравоохранения в России. Более  15 лет в Москве, при врачебно-физкультурном диспансере №4 с помощью музыки врачи-педиатры занимаются профилактикой и лечением детской астмы.

В Голландии используют музыку в клиниках сердечно-сосудистых заболеваний: в голландских больницах проводятся исследования по выявлению воздействия музыки на течение болезней сердца. А в Австралии — для лечения тех, кто страдает болями в суставах и позвоночнике.

Римская академия наук осуществляет  исследования влияния музыки на человека.

В Индии национальные напевы используются как профилактическое средство во многих больницах. А в Мадрасе открылся даже специальный центр по подготовке врачей-музыкотерапевтов. Ими уже найдены музыкальные пьесы для лечения гипертонической болезни и некоторых психических заболеваний, перед которыми традиционная медицина зачастую бессильна.

В Китае также массово выпускают музыкальные альбомы с неожиданными для нас названиями: «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень». Есть также «Печень», «Легкие», «Сердце». Китайцы «принимают» эти музыкальные произведения, как таблетки или лекарственные травы. Подобные музыкальные сборники издаются также в Японии и Индии.

Пять аудиокассет профессора психологии Кина Дичвайльда помогают справиться со стрессом, гасят раздражение и возбуждают творческую энергию.

Шесть кассет докторов Лера и Макклаулина позволяют достигнуть пика интеллектуальной формы за счет балансировки правого и левого полушарий головного мозга.

Американские диетологи и наркологи начали поставлять на рынок аудиокассеты для сбрасывания веса, против табакокурения и алкоголизма.

Недавно ученые из Гетингемского университета в Германии провели интересный эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность средств для сна и магнитофонные записи колыбельных песен. На удивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был y испытуемых крепким и глубоким.

Во всём мире музыку применяют как средство облегчения болей, для коллективного лечения в больницах, особенно в психиатрических клиниках, в качестве трудотерапии, на предприятиях для повышения умственной и физической работоспособности,  в парках для снижения преступности,  в школах, колледжах для повышения успехов в учёбе у детей, для профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих проблем. Ну, а съезды и конференции музыкотерапевтов по всему миру — уже давно самое обычное дело.

Использование определённых музыкальных звуков также применяется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают аудиокассеты с записью звуков природы: шума прибоя, пения птиц, рокота океанских волн, раскатов грома, шума дождя.

Особое внимание, как уже отмечалось выше, уделяется воздействию музыки великих гениев-классиков и вообще классической музыки на живые организмы. Например, создатель музыкальной фармакологии американский ученый Робберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также «Лесного царя» Шуберта. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пиккало и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и негромкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление. По мнению французских ученых, «Дафнис и Хлоя» Равеля может быть прописан лицам, страдающим алкоголизмом, а музыка Генделя «стабилизирует» поведение шизофреников. Исследования центра под руководством Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную ctpyktypy, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. В свое время Гете отмечал, что ему всегда работается лучше после прослушивания скрипичного концерта Бетховена. Установлено, что лирические напевы Чайковского, мазурки Шопена, рапсодии Листа помогают одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость.

Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах.

Девушка слушает музыку

Но не стоит относится к этому черз чур серьёзно. Ведь в принципе любой звук — как — то воздействует на нас. Каждый человек может слушать музыку которая ему по душе. Главное не забывать о чувстве меры и о том что классическая музыка — всё же «самая правильная музыка».

Без реакции

Без реакции

Без реакции

Шлюмбергера (Декабрист)

Без реакции

Без реакции

Без реакции

Без реакции

Кодиеум

Без реакции.

Без реакции.

Без реакции

Без реакции

Драцена Окаймленная

Без реакции

Цвет листьев стал насыщенней

Подняла свою крону

Какие же последствия воздействия рок-музыки на поведение слушающего?
как отмечалось выше - у каждого звука или произведения есть свой "слуховой путь" и от этого зависит реакция в изменении поведения человека. Если задействованы нервные клетки, связанные с отрицательными эмоциями, то это немедленно отражается на поведении. По наблюдению психологов, сами рок-музыканты и композиторы заранее знают, чем может окончится рок-концерт.
Ниже перечислены возможные результаты воздействия рок-произведений на мозг человека:
агрессивность
ярость
гнев
депрессия
страхи
состояние транса различной глубины
склонность к самоубийству

У подростков эта склонность начинает проявляться с 11-12 лет, но при послушивании рок-музыки, эта особенность подростковой психики провоцируется или намного усиливается в более старшем возрасте. Это конечно, вовсе не значит, что человек, страстно любящий рок, обязательно обладает всеми этими качествами, просто у него гораздо большая к ним предрасположенность, и при соответствующем сочетании других факторов, он обязательно будет подвержен этому влиянию.

Как уже отмечалось ранее, лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времён. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Так начала появляться музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.


Моцарт наряду с Й. Гайдном и Бетховеном является представителем венской классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной организации. Ведущие для Моцарта жанры — симфония, камерный ансамбль, концерт. Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском владел самым разнообразными музыкальными жанрами и формами. /Даже Бетховен не может сравниться с ним в исключительной яркости оперных образов (что касается оперы «Фиделио»-то это, скорее, монументальное исключение в творчестве Бетховена)./ Оркестровое письмо, безупречность и совершенство моцартовского оркестра — постоянный предмет восхищения специалистов в области классической музыки. Моцарт — поистине «гений чистой красоты» (все специалисты единодушно признают, что музыкальные формы его произведений поистине совершенны).


В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного преобразования реальности. Одновременно в нем нашли развитие такие абсолютно новые для того времени качества, как психологическая правдивость и естественность. Отражение гармоничной целостности бытия, ясность, «светоносность» и красота сочетаются в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Сложное и простое, возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, вечное и преходящее, общечеловеческое и индивидуально-неповторимое (в чем-то даже национально-характерное) предстают в творениях Моцарта в динамическом равновесии и единстве.


Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантилентностью, богатой изобразительностью мелодии, взаимопроникновением (для вокально-инструментальных произведений) вокального и инструментального начал. Моцарту свойственно обостренное чувство тонально-гармонической семантики, выразительных возможностей гармонии (частое использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и т. д.). Фактура произведений Моцарта отличается разнообразием сочетаний гамофонно-гармонического и полифонического склада, форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций, персонифицированной трактовкой тембров.


Моцарт проявил новаторство во всех музыкальных жанрах, к которым он обращался в своем творчестве. Его произведения поразительны по своей красоте, гармоничности и выразительности. Они наполнены Высшим Светом, Высшей Гармонией и Высшей Мудростью. Музыка Моцарта — само Совершенство!..


Примечание. Все великие композиторы-классики (к сожалению, прошлых эпох) осознанно или неосознанно выполняли работу самых гениальных «музыкотерапевтов» для ВСЕГО Человечества — и на века. /Именно в этом смысле В. А. Моцарт — Величайший из «музыкотерапевтов» всех времен и народов./

_______________________________________________

/По материалам научных исследований. — © FANCY_men./

< www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile/ >

Наверх