Муслим МАГОМАЕВ "Бухенвальдский Набат" - YouTube
1958
«Бухенвальдский набат» знали все. Песня гремела по стране, звучала из радиоприёмников и со сцен. Песню разучивали в школах и вокально-инструментальных ансамблях. Сотни писем приходили на радио с пометкой – «автору «Бухенвальдского набата». Эти письма попадали к адресату – к композитору Вано Ильичу Мурадели. Автора стихотворения не знал никто. Его имя не появлялось в титрах, не звучало со сцены, его имя пропадало без вести, в то время как песня охватывала не только огромный Союз, но и зарубежные государства.
Он написал эти слова за два часа. Просто по радио рассказали об открытии мемориального комплекса в Бухенвальде – и он тут же заперся в комнате, и пропал. Шёл 1958 год. На территории бывшего лагеря возвели башню, увенчанную колоколом.
Организаторы фестиваля стремятся вернуть понятию «музыкальный авангард» его исконное значение, в противовес распространённой подмене его смысла узко-стилевыми особенностями музыкального языка одной из существующих композиторских традиций. Помимо творческой дружбы инициаторов объединяет и глубокая укоренённость в русской и европейской культурных традициях и широта эстетических взглядов.
Координатор программ – Виктория Мирошниченко.
Гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Сегодня мы все на пороге большого праздника – 70-летия Великой Победы над гитлеровскими захватчиками. По всей России и в нашем районе в том числе в эти весенние дни вручают медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне» ветеранам войны, труженикам тыла, блокадникам и бывшим узникам концлагерей. Многие из малолетних узников концлагерей уже получили эту награду. И на этом торжественном мероприятии слова признательности прозвучали в адрес тех, чье детство опалило грозное военное лихолетье, - Наталии Яковлевны Бояжовой и Евгении Пантелеевны Потоля.
Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
По сокращению штатов беспартийного еврея, да ещё позволявшего себе резкие критические статьи и некоторые замечания в сторону разнузданности и злоупотреблений в руководстве заводов, уволили. Он болел, около пяти лет провёл в больницах.
Кстати, его жену, Татьяну, также уволили с радио в 1954 году из-за мужа-еврея. Кстати, ещё в 1953 году ей конфиденциально порекомендовали расстаться с Александром. На работе её восстановили, но в 1957 году произошёл второй «еврейский погром» в главной редакции радиовещания. Все, имеющие связи с еврейской национальностью, были ненавязчиво уволены.
О нет, не в гитлеровском рейхе,
а здесь, в стране большевиков,
уже орудовал свой Эйхман
с благословения верхов...
Вы представляете, как можно было написать такое в 50-е?
Авторы коллективного сочинения «Леман: нон-стоп» – группа композиторов-выпускников Московской Государственной Консерватории им. Чайковского класса профессора А.С. Лемана: Марал Якшиева, Сергей Загний, Игорь Гольденберг, Олеся Ростовская, Анна Ветлугина, Антон Буканов, Диляра Габитова, Дмитрий Чеглаков.
В Освенциме я спросил у Сергея Иванова: как быть нам с попытками переврать нашу историю? «Наша задача, - сказал он, - просто говорить правду. Историю невозможно подретушировать. Победить правду очень сложно. Я уверен - большинство жителей Европы прекрасно знает, как она - Победа - была достигнута, какой ценой».
Вот почему я надеюсь, что в год 70-летия Победы мы услышим - и не раз - «Бухенвальдский набат». Потому что эта песня-призыв и сегодня очень актуальна.
Своими концертными номерами малолетних узников концлагерей поблагодарили хор ветеранов, творческие коллективы и солисты детской школы искусств и районного Дома культуры.