» » Анастасия вертинская биография личная жизнь

Анастасия вертинская биография личная жизнь

Марианна и Анастасия ВЕРТИНСКИЕ - Страсть - Федор Раззаков - Книги

Две дочери гениального певца Александра Вертинского – Марианна (28 июля 1943) и Анастасия (19 декабря 1944) – в личной жизни пережили множество драм. Несмотря на то что их родители в течение почти 20 лет жили, что называется, душа в душу, дочери пошли иным путем – многократно выходили замуж и столько же раз разводились.

и коллеги по актерскому ремеслу.Сергей Собянин, мэр Москвы Дмитрий МедведевМосква. 20 декабря. Актриса отпраздновала свой юбилей 19 декабря, с чем ее поздравляли премьер-министр

Анастасия Вертинская, дочь известного композитора и певца Александра Вертинского, ворвалась в отечественный кинематограф с ролью Ассоль в фильме «Алые паруса», затем она сыграла не менее известных Гуттиэре из «Человека-амфибии», Маргарита из «Мастера и Маргариты» и Мона в фильме Казакова «Безымянная звезда».

Кроме холода, актрисе мало что запомнилось из того опыта. «Снимался банальный фильм под водой по произведению на уровне шлягерной беллетристики», — так отзывалась она впоследствии о картине. Сравнивая свою звёздную роль с более поздними и зрелыми, Вертинская говорила, что относится к ней снисходительно, как к первому актёрскому опыту: «Смеюсь над образом с нежностью и теплотой и делаю скидки на возраст. Смотрю на фильм, как смотрят на детские фотографии, где есть подростковая нелепость».

Образование. Начало театральной карьеры

В 1962 году Анастасию Вертинскую, ещё не имевшую театрального образования, приняли в труппу Московского театра имени Пушкина. Юная актриса много гастролировала и в составе актёрских бригад объездила всю страну. Успех двух первых фильмов явился для начинающей актрисы серьёзным испытанием. Много лет спустя Вертинская говорила: «C тех пор я боюсь толпы. В советские времена у нас ведь не было телохранителей, машин с затемнёнными стеклами. Я ездила в театральный институт в тех же трамваях, что и все, так же стояла в очереди за хлебом. Мало того, что меня узнавали, так каждому хотелось меня потрогать. Е́ду на съёмки в Ленинград, и в купе вваливаются четыре человека с коньяком. Я не пью, хочу спать, а не сидеть с этими людьми, но приходится. Это было жуткое насилие над личностью, оно угнетало меня всю жизнь»

В 1963 году Анастасия Вертинская поступила в Театральный институт имени Бориса Щукина; там к этому времени уже училась старшая сестра Марианна. На вступительных экзаменах Анастасия провалилась: педагог согласилась разрешить переэкзаменовку «только из уважения» к её ролям в кино. Подруга сестры Людмила Максакова помогла знаменитой абитуриентке подготовить вступительный репертуар, и вторая попытка оказалась успешной. В числе однокурсников Вертинской были Никита Михалков и Николай Бурляев. «Я много работала, у меня было маниакальное желание стать актрисой», — позже говорила она.

Студентка Вертинская оказалась в центре всеобщего внимания. «Она пришла на курс уже звездой. И хотя всегда вела себя очень достойно и сдержанно, для всех была человеком, который находится… Бог знает где. Она понимала, что к ней — напряжённый интерес: смесь зависти с благоговением», — вспоминал Никита Михалков, будущий муж. К этому примешивались и более зловещие мотивы, связанные с ранней славой и незащищённостью юной актрисы. «Ей тюками приходили письма. Баба какая-то за ней гонялась не вполне нормальная, которая сыпала песок ей в глаза», — рассказывала сестра Марианна. Актёр Александр Калягин вспоминал о парне, который «…бегал за ней по аудиториям с ножом, грозил зарезать её и покончить с собой».

Но всеобщее внимание со стороны студентов к Вертинской объяснялось, прежде всего, её творческим подходом к учёбе. «Каждая её работа становилась обсуждавшимся экспериментом. Все бежали… Вертинская сейчас будет играть!» — вспоминал Никита Михалков. Актриса, как позже сама вспоминала, игнорируя требования преподавателей (в частности, Шахматова, грозившего двойками), «… всегда хотела быть кем-то, кем не была в действительности. Без конца что-то затевала не соответствующее своему амплуа»

В 1964 году на экраны СССР вышел фильм Григория Козинцева «Гамлет», где снялись, в числе прочих, Иннокентий Смоктуновский, Михаил Названов и Юрий Толубеев. Вертинская сыграла здесь Офелию — роль, о которой мечтали многие актрисы, — и, будучи всё ещё студенткой театрального вуза, создала, как отмечали специалисты, яркий и впечатляющий образ.

Важным фактором успеха актрисы явилась её восприимчивость к музыке. «У неё были реальные восемнадцать лет, великолепные, очень подходящие для шекспировского образа внешние данные — хрупкость, чистота, облик, похожий на портреты раннего Возрождения… Все было хорошо: и руки, и шея, и походка, но сердце не билось. Сердце заставил биться Шостакович. Так бывает», — писал год спустя режиссёр Козинцев в лекции «О режиссуре».

Отзывы советской прессы были неоднозначными. «Да, нас вновь пленяют поэтичность и девственная ясность внешнего облика Офелии-Вертинской. Но мы хотим видеть в этой роли большее, хотим проследить глубину переживаний, развитие и переходы человеческих чувств. Но тщетно. Внешние движения актрисы не таят под собой движений внутренних», — писал в 1967 году кинокритик Леонид Нехорошев. Лишь впоследствии критики причислили роль Офелии к числу самых значительных и ярких в карьере актрисы.

Вертинская говорила, что работа в «Гамлете» стала для неё, с одной стороны, серьёзным испытанием («Такую роль, говорят, сыграть — и умереть. А если всего девятнадцать лет, и надо жить, надо работать и работой каждый день доказывать, что „чудо“ не было чудом, что ты можешь стать актрисой?»), с другой — настоящей школой актёрского мастерства. Особенно много дала ей совместная работа с Инокентием Смоктуновским. «Кухня, которую я увидела в нём, она была… совершенно магической. Тогда я поняла, что профессия — не только ремесло, но и какое-то таинство», — позже рассказывала актриса.

Отец... Воспоминания о нем и сейчас были болезненными. Она очень хорошо помнила тот промозглый мартовский вечер, когда вдруг зазвонил телефон. Проснулась моментально и в ночной рубашке выскочила в прихожую, где мама ждала, когда ее соединят с Ленинградом - отец там был на гастролях. 'Мама, что с папой? Он... умер, да?' Мама удивленно приподняла брови и с непониманием взглянула на нее. А через несколько минут, когда дали Ленинград, вся семья узнала о внезапной смерти Александра Николаевича Вертинского. Что это было - интуиция? Будто само провидение подсказало 12-летней девчонке о потере.

Она так и не смогла смириться с его внезапным уходом. Вообще, все, что касалось родителя, у Насти вызывало трепет и ревность. Она всю свою детскую жизнь отвоевывала папу то у мамы, то у сестры. Особенно доставалось Маше - старшей сестре Марианне. Если той отец на день рождения дарил куклу, то такую же презентовал и Насте. Иначе младшая просто жизни Маше не даст...

Эдипов комплекс - скажут психологи. Может, и так. Потом, уже во взрослой жизни, Анастасия будет искать людей, похожих на отца. И неоднократно будет ревниво воевать за их любовь. Точнее - за то, чтобы безраздельно ими владеть.

...Неожиданно 'Алые паруса' из кошмара превратились в радость. Взрослые люди, глядя на нее, улыбались и говорили приятные вещи. Не прилагая никаких усили

, Настя сделалась фавориткой группы. Кому это не понравится? И когда ей предложили сниматься в фильме 'Человек-амфибия', она с радостью согласилась. Хотя собиралась учиться в институте иностранных языков или стать балериной... Ситуация и здесь повторилась: Насте легко прощали и запоротые дубли, и даже невыученный текст. Взрослые мужчины и женщины, глядя в ее искристые глаза, иногда забывали, что хотели сказать. Магия - да и только!

"Город мастеров"(1965)

"Город мастеров"(1965)

"Его звали Роберт" (1967)

"Его звали Роберт"(1967)

Фотопроба на роль Нины в фильме "Кавказская пленница"

- Недавно в одной передаче вы сказали, что ностальгия по прошлому - чувство вам незнакомое...

- Тут нужно конкретизировать. Меня часто спрашивают, не жалею ли я, что столько времени оставалась без театра, не страдала ли я, не пыталась ли перерезать вены или задохнуться в веревке. Нет, ничего этого не было. Я когда это говорю, мне даже немножко стыдно, потому что люди еще подумают, что я какая-то жестокая. На самом деле я была крайне занята, очень много преподавала во Франции, Америке, Англии, Швейцарии. И это оказалось безумно увлекательно. Когда началась перестройка, я катапультировалась из прошлого. Сначала меня позвали в Оксфорд, в Британо-американскую драматическую академию. Потом появились другие предложения по преподаванию. В общей сложности я 13 лет провела за границей по разным контрактам.

- Настя, а вы своим студентам показывали «Алые паруса» и «Человека-амфибию»?

- Нет! На самом деле я «Алые паруса» не выношу за то, что меня ими все время достают. Будь это картина, которую все забыли, может, я ее и любила бы. Но меня без конца ассоциируют с Ассоль, что совсем не так.

- Я вспомнила, что Козинцев, когда снял вас в роли Офелии, сказал, что образ пришлось лепить, так как духовного содержания на тот момент было недостаточно. «Вот если она в жизни пострадает, может, его и прибавится». Судя по вас нынешней, пострадать пришлось?

- Ну, конечно, жизнь ведь состоит из испытаний. И прекрасно, что это так, кто не страдает, тот не живет. Сейчас я нахожусь в том возрасте и в том качестве женщины, когда категорически ограждаю себя не только от страданий, но и от неприятностей, навязчивых персон и вообще тех, кто мог бы меня раздражать. Я вообще бегу от проблемных людей и ситуаций. Был, бесспорно, долгий период, когда я, переживая разрыв с, условно говоря, Петей, Васей или Колей, страшно радовалась и думала: «О! Хорошо сыграю сегодня Нину Заречную!» У актеров очень хитрое устройство, будто кто-то второй стоит рядом с тобой и говорит: «Как ты сейчас плачешь? Подожди, дай-ка я запишу». Иногда тебя это раздражает, думаешь, зачем этот контроль. Но он существует. Очень часто сама себя ловила на том, что когда стояла у гроба людей, которых безумно любила, плакала - искренне! - то все равно в какой-то момент появлялся этот гад-двойник и записывал мою искренность.

- У Чехова есть такое же наблюдение о писателе.

- И это Чехов очень правильно понял, потому что все идет в копилку. Все! Артист примеряет на себя очень многие обстоятельства. И примерка себя на драматические ситуации меня страшно укачала. Я просто смертельно устала! И не хочу больше играть ни Федру, ни Медею, потому что они меня сразу же ввергнут в состояние, когда мне обязательно нужно будет интуитивно так смоделировать свою жизнь, чтобы меня ничего не радовало. На мой взгляд, такая взаимосвязь существует. Я только не знаю, обратная она или прямая. Возможно, актер к себе такие роли притягивает. Поэтому я не буду больше никаких драм играть, ну их к черту! Я потому и хотела комедию, чтоб ничего мне не мнилось и ночью я не вскакивала от страшного видения.

- Видно, вам и в жизни драм хватило.

- Ну как вам сказать? Сейчас начался такой, как я говорю, мемуарный эксгибиционизм: все начали раздеваться перед публикой по поводу своей жизни. Но у человека взрослого должно хватать ума, чтобы быть снисходительным к тем страстям. Да, мы их испытывали, мы рыдали на плече у подружки, выкуривали по пачке и восклицали, как героини Островского: «Ах он подлец!» Но это ж не значит, что около нас были подлецы. Просто это называлось страсти молодости. Потом наступали затишья, порывы любви вспыхивали все реже и тем острее. И они тоже уходили. На все это надо смотреть глазами зрелого человека. Нельзя обвинять людей, с которыми происходили разрывы. Нельзя даже обвинять свою актерскую карьеру, мол, не давали играть. Это глупо и недальновидно. Не давали - значит, судьба в то время тебя так зажимала, чтоб, когда тебе наконец уже дали, ты бы все в нее вложила! Все приходит в свое время, если человек занят творчеством, а не дрязгами. У вас сейчас, наверное, создастся впечатление, что я Железный Феликс...

- Почему-то люди, произнося слово "одиночество", имеют в виду отсутствие у женщины мужа. Но существуют же и другие персонажи в вашей жизни: мать, сестра, сын, друзья, внуки. Какое же это одиночество? У меня его нет. Я порой мечтаю об одиночестве, но не могу его получить - нет времени! Так что моё одиночество - это редкие минуты отдыха, счастья и уединения.

- Актриса Елена Проклова сказала: "Я бы ни за что не хотела повторить свою молодость - столько романов, страстей, переживаний!"

- Я думаю, молодость дана для совершения ошибок. Если бы их не было, не было бы мудрой зрелости и мудрейшей старости. Я отношусь к своей молодости с любовью и благодарностью. Если бы пришлось жить заново, чётко знаю, чего бы не сделала. Не хватит пальцев руки, чтобы всё перечислить. Есть ошибки творческие, человеческие, любовные. Я бы в первую очередь не сделала человеческих ошибок и любовных. Это уж точно.

Актриса постоянно снималась с талантливыми коллегами. В телесериале «Овод» в 1980 году она встретилась с Андреем Харитоновым, который дебютировал в этой картине. Вслед за этим она снялась в ленте «Кража» с Иннокентием Смоктуновским. А в 1980 году за свои работы Анастасия получила звание Заслуженной артистки РСФСР. Спустя 8 лет последовал титул Народной артистки.





В 1988 году сразу две картины с участием Анастасии Вертинской порадовали зрителей – «Ждите Дон Кихота и Санчо» и «Новые приключения янки при дворе короля Артура. Фантазии на тему Марка Твена». Там были отрицательные персонажи – герцогиня и королева Моргана.

Через три года актриса работала в дебюте Андрея Харитонова, как режиссера – в картине «Жажда страсти» по мотивам произведений Валерия Брюсова. Там Вертинская предстает в роли аристократки, которую обуревают страсти.

Стоят внимания и роли Анастасии Вертинской в таких фильмах, как «В городе Сочи темные ночи», «Мастер и Маргарита» и «Бременские музыканты». Кстати, на роль Маргариты в фильме по Булгаковскому роману претендовали Елена Майорова, Вера Сотникова, Ирина Алферова и Анна Самохина. Но Юрий Кара выбрал Вертинскую, за ее вечную молодость, благородство и породу.

По поводу своих романов Анастасия говорит так:

– У меня был всего один муж – Никита Михалков. Конечно, случались романы, когда происходят волнение в крови, особый подъем духа, потом это превращается в иные взаимоотношения. Я от романов не отказываюсь, но это – не мои мужья. Я даже не считаю, что у меня были гражданские браки. Самым «долговечным» человеком в моей жизни был Олег Николаевич Ефремов. Он был старше меня, намного опытней, он дал мне жизнь как актрисе. Я его обожала. Ему не было нужно, чтобы я готовила ему супы, всегда находилось, где поесть.

Сейчас актриса Анастасия Вертинская в ресторане своего сына Степана Михалкова, который называется просто — «Вертинский» — она контролирует работу шеф-поваров. 

Выйдя на пенсию, Вертинская предпочла посвятить много времени кулинарии, увлекшись сибирской, китайской и грузинской кухней. Анастасия Александровна курирует поваров, работающих в ресторанах Москвы, принадлежащих ее сыну Степану Михалкову. Сын предложил Вертинской заняться разработкой именного меню, что позволило звезде театра и кино реализовать себя на новом поприще.

По признанию самой актрисы, после ухода из кино, большую часть времени она посвящала семье сына, у которого двое детей.

Наверх